Екатеринбург |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А07-19501/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство лесного хозяйства, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2013 по делу N А07-19501/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН: 0274090077, ОГРН: 1030203893202); (далее - Управление, антимонопольный орган) - Хажина Л.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 3).
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Уфимское лесничество" (ИНН: 0278152831); (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконными решения от 24.10.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N А-239/15-12, а также предписания от 24.10.2012 N 179-А-239/15-12 (с учетом принятых судом дополнений заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйство, Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Министерство финансов), Саяпов Раян Гильмутдинович (далее - Саяпов Р.Г.).
Решением суда первой инстанции от 15.03.2013 (судья Галимова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает, что антимонопольным органом не доказан факт не осуществления именно Министерством лесного хозяйства функций за соответствием заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, а также наличие фактов наделения Учреждения по взиманию непредусмотренных законами платежей при предоставлении государственных услуг.
Кроме того, заявитель полагает, что поскольку в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти, имеют право оказывать платные услуги, то в данном случае договоры оказания услуг, заключаемые Учреждением, не противоречат требованиям ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим заявитель указывает на отсутствие в действиях Учреждения нарушений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Поскольку иные выводы суда первой и апелляционной инстанций не обжалуются, их законность судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Как следует из материалов дела, 18.04.2012 Министерством лесного хозяйства проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности - в Демском участковом лесничестве в квартале N 71, выдел 14/1, площадь 0,7 га, с заготовкой ликвидной древесины в объеме 220 куб. м (лот N 66), а также в Юматовском участковом лесничестве в кварталах 53, 61, выделы 3, 36, делянки N 1, 2, 8 площадями по 0,9 га (лоты N 46, 47, 55).
На основании протоколов от 18.04.2012 N 2.46, 2.47, 2.66, 2.55 о результатах аукциона, в связи с подачей для участия в аукционе по указанным лотам лишь одной заявки Саяповым Р.Г., аукцион по названным лотам признан несостоявшимся и Саяпову Р.Г. вменено в обязанность заключить договор купли-продажи лесных насаждений, находящихся на указанной территории Учреждения.
Договоры купли-продажи лесных насаждений по результатам названного аукциона по лотам N 46, 47, 55, 66 между Учреждением, действовавшим от имени Министерства лесного хозяйства на основании доверенности, и Саяповым Р.Г. подписаны 25.05.2012.
Между Саяповым Р.Г. и Учреждением подписаны договоры на оказание услуг N 24, 08, в соответствии с условиями которых Учреждение обязалось оказать услуги по подготовке материалов по выбору участка, отводу лесного участка, оформлению договора купли-продажи насаждений, расчету платежей, проведению камеральных и полевых работ, отводу, таксации лесосеки под рубки насаждений, Саяпову Р.Г. выданы квитанции на оплату услуг в сумме 53 241 руб. 06 коп. и 9 221 руб. 82 коп.
В связи с поступлением информации об указанных обстоятельствах по результатам рассмотрения дела N А-128/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства лесного хозяйства, Управлением возбуждено новое дело N А-239/151-2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Учреждения.
По результатам рассмотрения названного дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением вынесено решение от 24.10.2012, в соответствии с которым Учреждение признано нарушившими п. 2, 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
В решении антимонопольного органа указано, что основанием для признания действий Учреждения нарушающими антимонопольное законодательства послужил вывод об осуществлении им действий, которые могут привести к ограничению конкуренции путем установления непредусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам, а также путем установления взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Учреждению выдано предписание от 24.10.2012 N 179-А-239/15-12, которым предписано устранить нарушение п. 2, 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, а именно - прекратить взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при представлении услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже прав на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Полагая, что названные решение и предписание Управления незаконны, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности (незаконности) оспариваемых актов Управления, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, основаны на действующем законодательстве, материалах дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2) и установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг (п. 9).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Частью 1 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора за исключением случаев, установленных ст. 19, 30 Кодекса.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 83 Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений отнесено в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст. 78 - 80 Кодекса (далее - Методические указания), на основании которых, организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды либо права на заключение договоров купли-продажи осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 83 Кодекса. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со ст. 81 - 84 Кодекса.
Положением о Министерстве лесного хозяйства, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-362 установлено, что уполномоченным органом в Республике Башкортостан по реализации указанных полномочий является Министерство лесного хозяйства, которое осуществляет в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, оказание государственных услуг в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан, в том числе заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, организует и проводит соответствующие аукционы.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предметом аукциона являлось право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в Уфимском лесничестве Республики Башкортостан. При этом документация по проведению аукциона, содержит сведения о том, что организаторами аукциона являются Министерство лесного хозяйства и Учреждение, которое создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2008 N 319 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства в сфере лесных отношений, и к функциям которого отнесено обеспечение реализации полномочий Министерства лесного хозяйства по организации и проведению аукционов и заключению по их результатам договоров купли-продажи лесных насаждений.
Должностными лицами Учреждения укомплектована аукционная комиссия, подписаны протоколы приема заявок на участие в аукционе и протоколы о результатах аукциона, а также заключенные по итогам аукциона договоры купли-продажи лесных насаждений (на основании выданной Министерством лесного хозяйства доверенности на подписание договора купли-продажи лесных насаждений).
В связи с этим суды обоснованно поддержали выводы Управления об осуществлении Учреждением функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и обязанности соблюдать ограничения, установленные ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009 N 300 утвержден Перечень государственных услуг (функций) Республики Башкортостан, в который включены, в том числе услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, оказываемые Министерством лесного хозяйства, которые оказываются бесплатно.
В силу ч. 4 ст. 75, п. 2 ч. 4 ст. 79 Кодекса в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, включая местоположение лесных участков или лесных насаждений, площадь и границы лесных участков, объем подлежащих заготовке лесных ресурсов, кадастровые номера лесных участков.
Согласно п. 11 Методических указаний организатор аукциона осуществляет следующие функции: а) определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины; б) готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Кодексом и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона; в) готовит проекты договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений; г) обеспечивает подписание договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений в установленный срок, а также предпринимает действия, необходимые для их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) осуществляет иные функции в качестве продавца в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемом случае при подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений в качестве приложения к договору подготовлены: схема расположения лесных насаждений с указанием квартала, выдела, площади участка; документ об объеме подлежащей заготовке древесины в кубических метрах, с указанием категории подлежащей вырубке древесины; акт приема-передачи лесных насаждений с указанием характеристики и объема вырубаемой древесины. Необходимым условием подготовки указанных документов является проведение работ по подбору и оценке лесных участков, предназначенных в рубку.
Таким образом, судами верно указано, что названные действия входят в состав бесплатно оказываемой услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Однако судами установлено, что в стоимость платных услуг, оказываемых Учреждением Саяпову Р.Г., включены работы по подготовке материалов, ограничению в натуре, материально-денежной оценке, отводу и таксации лесосек, оформлению договора купли-продажи и составлению технологической карты разработки лесосек (следует из представленной заявителем расшифровки предъявленных к оплате услуг). Указанные виды работ непосредственно связаны с определением лесных участков, объемов подлежащей заготовке древесины, а также подготовкой и оформлением документации об аукционе и заключением договоров, а потому подлежат выполнению в рамках оказания государственных услуг в области лесных отношений бесплатно.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия направленные на взимание платы за оказание названных (бесплатных) услуг, является нарушением требований п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2013 по делу N А07-19501/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 11 Методических указаний организатор аукциона осуществляет следующие функции: а) определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины; б) готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Кодексом и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона; в) готовит проекты договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений; г) обеспечивает подписание договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений в установленный срок, а также предпринимает действия, необходимые для их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) осуществляет иные функции в качестве продавца в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемом случае при подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений в качестве приложения к договору подготовлены: схема расположения лесных насаждений с указанием квартала, выдела, площади участка; документ об объеме подлежащей заготовке древесины в кубических метрах, с указанием категории подлежащей вырубке древесины; акт приема-передачи лесных насаждений с указанием характеристики и объема вырубаемой древесины. Необходимым условием подготовки указанных документов является проведение работ по подбору и оценке лесных участков, предназначенных в рубку.
Таким образом, судами верно указано, что названные действия входят в состав бесплатно оказываемой услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Однако судами установлено, что в стоимость платных услуг, оказываемых Учреждением Саяпову Р.Г., включены работы по подготовке материалов, ограничению в натуре, материально-денежной оценке, отводу и таксации лесосек, оформлению договора купли-продажи и составлению технологической карты разработки лесосек (следует из представленной заявителем расшифровки предъявленных к оплате услуг). Указанные виды работ непосредственно связаны с определением лесных участков, объемов подлежащей заготовке древесины, а также подготовкой и оформлением документации об аукционе и заключением договоров, а потому подлежат выполнению в рамках оказания государственных услуг в области лесных отношений бесплатно.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия направленные на взимание платы за оказание названных (бесплатных) услуг, является нарушением требований п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2013 г. N Ф09-10003/13 по делу N А07-19501/2012