Екатеринбург |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А76-6037/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее - Военкомат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2013 по делу N А76-6037/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Щербакова Д.О. (доверенность от 31.01.2013).
Закрытое акционерное общество "Челябинские строительно-дорожные машины" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Военкомату о взыскании 4876 руб. 72 коп. компенсации страховых взносов.
Определением суда от 08.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 03.06.2013 (судья Пашкульская Т.Д.) исковые требования Общества удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 (судьи Карпусенко С.А., Столяренко Г.М., Бабкина С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военкомат просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что поскольку он не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страхователем по отношению к работникам, привлеченным к исполнению государственной обязанности в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), на него не может быть возложена обязанность по оплате страховых взносов.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, за период исполнения воинской обязанности по вызовам отдела Военкомата по Курчатовскому району г. Челябинска, по Тракторозаводскому и Ленинскому районам г. Челябинска, по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области Сазыкину И.Ю. (май 2012 г.), Савченко Н.С. (июль 2012 г.), Труханову А.И. (октябрь-ноябрь 2012 г.) был выплачен средний заработок в размере 14 868 руб. 04 коп., на который были начислены страховые взносы в размере 4876 руб. 72 коп.
Отделом Военкомата по Курчатовскому району г. Челябинска, по Тракторозаводскому и Ленинскому районам г. Челябинска, по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области компенсированы расходы Общества по выплате среднего заработка в размере 14 868 руб. 04 коп.
Задолженность по компенсации расходов, связанных с выплатой страховых взносов, не производилась.
Общество направило Военкомату претензию от 16.01.2013 N 1-01/13 с требованием погасить задолженность по компенсации расходов, связанных с оплатой страховых взносов, в сумме 4876 руб. 72 руб., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с исковым заявлением о компенсации расходов, связанных с выплатой страховых взносов, со ссылкой на положения Закона N 53-ФЗ, Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военкоматами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Согласно подп. 5 п. 2 Правил N 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В силу п. 2 Правил N 704 компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Из совокупного толкования перечисленных правовых норм следует, что в период прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что факт несения истцом расходов, связанных с выплатой среднего заработка работникам, а также расходов по оплате страховых взносов подтвержден представленными доказательствами.
Поскольку истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды сделали обоснованный вывод о том, что расходы работодателя по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704.
Поскольку ответчик доказательств компенсации истцу указанных расходов в полном объёме в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, суды правомерно удовлетворили исковые требования Общества о взыскании с Военкомата 4876 руб. 72 коп. компенсации страховых взносов.
Доводы Военкомата, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, по существу указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2013 по делу N А76-6037/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военкоматами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Согласно подп. 5 п. 2 Правил N 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В силу п. 2 Правил N 704 компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
...
Поскольку истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды сделали обоснованный вывод о том, что расходы работодателя по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2013 г. N Ф09-11198/13 по делу N А76-6037/2013