Екатеринбург |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А71-10919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнет" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А71-10919/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Удмуртского таможенного поста Пермской таможни (далее - таможенный орган) - Корнилов С.Л. (доверенность от 15.01.2013 N 04-02/00325), Романова Е.В. (доверенность от 08.07.2013 N 01-04/8591);
общества с ограниченной ответственностью "Корнет" (далее - общество) - Хайруллин И.А. (директор, паспорт Российской Федерации).
В Федеральный арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство общества о приобщении к материалам дела писем общества, адресованных органу по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему - от 11.07.2013 N 336/ВЭД, от 31.07.2013 N 337/ВЭД, Таможенному посту "Удмуртский" Пермской таможни - от 08.08.2013 N 381/ВЭД, акта таможенного наблюдения от 09.08.2012 N 10411092/090813/Н00175, акта внепланового инспекционного контроля от 15.08.2013 N А/ИК/2238-2242. Ходатайство судом отклонено, поскольку по правилам главы 7 и главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся оценки доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, разрешаются арбитражным судом в ходе рассмотрения арбитражного дела по существу. После выяснения обстоятельств и исследования доказательств по делу рассмотрение дела по существу завершается вынесением окончательного судебного акта. В силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся исследования и оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа от 10.08.2012 N 10411000-219/2012 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за представление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, о взыскании общества издержек по делу об административном правонарушении в сумме 20 000 руб.
Решением суда от 22.04.2013 (судья Глухов Л.Ю.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
По мнению таможенного органа, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судом апелляционной инстанции оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы общества направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из содержания примечания 2 к статье 16.1 Кодекса следует, что для целей применения главы 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объективная сторона состава правонарушения включает в себя заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недостоверных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, для установления в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события правонарушения необходимо установить взаимосвязь между заявлением в декларации недостоверных сведений (представление недействительных документов) и наличием оснований для неприменения к товарам запретов и ограничений.
Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со ст. 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Согласно п. 8 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
К документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений относятся лицензии, сертификаты и разрешения на ввоз или вывоз, выданные уполномоченными государственными органами (ст. 9 Соглашения Правительств государств - участников стран СНГ от 22.10.1997 "О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза").
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, в том числе если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии е законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ ) пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.
В силу п. 2 ст. 2 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ к спортивному пневматическому оружию относится оружие пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.
Согласно п. 2 ст. 6 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается хранение или использование вне спортивных объектов спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, за исключением хранения спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию в случае приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит лицензированию и регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, спортивными организациями и образовательными учреждениями.
В силу ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ спортивное пневматическое оружие дульной энергией свыше 7,5 Дж имеют право приобретать для занятий видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, граждане Российской Федерации, которым спортивной организацией или образовательным учреждением в соответствии с выполняемыми этими организациями уставными задачами в сфере физической культуры и спорта выдан спортивный паспорт либо документ, подтверждающий занятие видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия. Для получения лицензий на приобретение пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж для занятий спортом гражданин Российской Федерации обязан представить ходатайство общероссийской спортивной федерации, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, о выдаче соответствующей лицензии с указанием вида спорта, связанного с использованием спортивного оружия. Кроме того, приобретенное гражданином Российской Федерации охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно и конструктивно сходных с оружием изделий - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, после проведения обязательного подтверждения соответствия указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.
Согласно п. 84 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, ввоз на территорию Российской Федерации оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в том числе приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, оружие спортивное пневматическое код 9304000000 в соответствии с ЕТН ВЭД ТС подлежит обязательной сертификации при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом 09.04.2012 в таможенный орган подана предварительная ДТ N 10411090/090412/0001241, в которой к таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления заявлен товар - спортивные пневматические винтовки "HATSAN" калибра 4, 5 мм с дульной энергией менее 7,5 Дж в комплекте с дополнительной пружиной и манжетой, различных моделей, страна происхождения Турция.
В отношении товара заявлен код ТН ВЭД ТС 9304 000000 (оружие прочее, кроме указанного в товарной позиции 9307).
В выпуске указанной ДТ было отказано на основании ст. 195, 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) в связи с тем, что по запросу от 20.04.2012 обществом не представлен таможенному органу сертификат соответствия на товар с установленной в него пружиной, представленной в комплекте с товаром.
Обществом 18.05.2012 в таможенный орган подана ДТ 10411090/180512/0001736 в отношении тех же товаров, в соответствии с которой к таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления заявлены: спортивные пневматические винтовки "HATSAN" калибра 4, 5 мм с дульной энергией менее 7,5 Дж различных моделей, 2900 шт., код товара 9304 00 000 0; пружины для различных моделей винтовок, винтовая пружина сжатия, служащая для создания области высокого давления при декомпрессии, изготовленная из стали, обработанная горячим способом, код товара 7320 20 200 9; манжеты для различных моделей винтовок, манжета поршня в пневматическом оружии - уплотнительный элемент кольцевой формы из эластичного материала, препятствующий утечке сжатого газа, изготовленная из пластика, код товара 3926 90 970 7.
При проверке декларации от 18.05.2012 таможенными органом установлено, что товары ранее были заявлены в декларации от 09.04.2012 под одним классификационным кодом ТН ВЭД ТС 9304 00 000 0.
Согласно акту таможенного досмотра от 12.04.2012 товары (винтовки, пружины, манжеты) представлены в одном наборе (единой первичной упаковке), предназначенном для розничной продажи в качестве набора.
Таможенным органом 18.05.2012 были приняты решения о классификации названных товаров, а именно: пружины для различных моделей винтовок, винтовая пружина сжатия, служащая для создания области высокого давления при декомпрессии, изготовленная из стали, обработанная горячим способом; манжеты для различных моделей винтовок, манжета поршня в пневматическом оружии - уплотнительный элемент кольцевой формы из эластичного материала, препятствующий утечке сжатого газа, изготовленная из пластика, по коду ТН ВЭД ТС 9304 00 000 0.
В ходе таможенного оформления и таможенного контроля было установлено, что пружина, продекларированная обществом по ДТ N 10411090/090412/0001241 в комплекте с пневматической винтовкой и являющейся ее составной (запасной) частью, при установке в винтовку увеличивает ее дульную энергию свыше 7,5 Дж, т.е. изменяет основные технические характеристики пневматической винтовки, имеющие значение для соблюдения установленных запретов и ограничений для пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж.
В силу изложенного, 21.05.2012 таможенным органом направлен обществу запрос о представлении в срок до 01.06.2012 лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и сертификатов соответствия на товар с установленной в него дополнительной пружиной, а также о внесении изменений в декларацию на основании решений таможни о классификации товаров от 18.05.2012.
В связи с отказом общества о предоставлении запрашиваемых документов отделом было принято решение от 01.06.2012 об отказе в выпуске товара по декларации от 18.05.2012 на основании ст. 195, 201 Кодекса.
Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения таможенным органом в отношении общества дела об административном правонарушении N 10411000-219/2012 по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса.
Таможенным органом 03.08.2012 составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения указанного протокола, а также других материалов дела таможенным органом 10.08.2012 N 10411000-219/2012 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 175 000 руб., взыскания издержек по административному делу в сумме 20 000 руб.
Решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.09.2012 по делу N А71-9899/2012 и от 05.02.2013 по делу N А71-9898/2012, вступившими в законную силу, в удовлетворении заявленных обществом требований, в том числе требований: о признании недействительными решений таможенного органа от 18.05.2012 N 0001736/00002/000 и N 0001736/00003/000 о классификации товаров и решения об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10411090/180512/0001736, о признании незаконными действий таможенного органа по не выпуску товара по таможенной декларации N 10411090/090412/0001241; недействительным решения таможенного органа от 23.04.2012 об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10411090/090412/0001241 отказано.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.09.2012 по делу N А71-9899/2012 и решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.02.2013 по делу N А71-9898/2012 имеют преюдициальное значение для целей рассмотрения настоящего спора. Арбитражным судом по названным делам установлено, что ввезенный товар (винтовки в комплекте с пружинами и манжетами), первоначально заявленный по ДТ N 10411090/090412/0001241 от 09.04.2012, не соотносится с представленными при таможенном декларировании документами, подтверждающими соблюдение установленных ограничений на ввоз оружия, также как и представленные лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и сертификаты соответствия не соотносятся с ввезенным обществом и испытанным по основному свойству (дульной энергии) товаром.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и преюдициальности обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.09.2012 по делу N А71-9899/2012 и от 05.02.2013 по делу N А71-9898/2012, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные обществом при декларировании товаров по ДТ N10411090/090412/0001241 лицензия Министерства промышленности и торговли N 220RU 12080000106, разрешение МВД РФ от 19.10.2011 РВЮ N 0081566, согласование с ГУОООП МВД России N 475-"С"/ВЭД от 30.12.2011, сертификаты соответствия: РОСС ТЯ.МЖ03.В02238 от 16.01.2012, РОСС ТЯ.МЖ03.В02240 от 16.01.2012, РОСС ТЯ.МЖ03.В02242 от 16.01.2012, не относятся к товару - винтовки пневматические "HATSAN" калибра 4,5 мм в комплекте с дополнительной пружиной и манжетой, поскольку распространяют свое действие исключительно на пневматические винтовки "HATSAN" калибра 4,5 мм с дульной энергией менее 7,5 Дж без учета дульной энергии в случае установки в винтовку дополнительной пружины, входящей в комплект, с которой согласно заключению эксперта дульная энергия превышает 7,5 Дж. Арбитражный суд обоснованно заключил, что указанные документы в силу примечания 2 к ст. 16.1 Кодекса являются недействительными и не могут являться подтверждением соблюдения установленных запретов и ограничений.
Таким образом суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обществом не были соблюдены установленные запреты и ограничения, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При разрешении вопроса о наличии вины общества в совершении вмененного административного правонарушения суд апелляционной инстанции принял во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности общество имело реальную возможность заявить достоверные сведения о технических характеристиках товара, а именно: о дульной энергии винтовок при установке в них дополнительной пружины из комплекта (набора), представить в таможенный орган действительные документы, свидетельствующие о запретах и ограничениях, содержащие достоверные сведения о фактической дульной энергии спорных пневматических винтовок при установке в них дополнительной пружины.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.3 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом установлено, что административным органом производство по делу об административном правонарушении проведено с соблюдением требований, установленных Кодексом, существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанций не выявлено.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела и нормам материального права.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А71-10919/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнет" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Корнет"из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 28.08.2013 N 217.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом установлено, что административным органом производство по делу об административном правонарушении проведено с соблюдением требований, установленных Кодексом, существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанций не выявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф09-10473/13 по делу N А71-10919/2012