Екатеринбург |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А50-2462/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (ИНН: 5902293820, ОГРН: 1115902013061; далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2013 по делу N А50-2462/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
представитель индивидуального предпринимателя Фешиной Марии Сергеевны (далее - предприниматель Фешина М.С.) - Попова С.Я. (доверенность от 04.02.2013 N 17);
предприниматель Фешина М.С. (паспорт).
От департамента в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель Фешина М.С. обратилась в Арбитражный суд Пермского края к департаменту с заявлением о признании незаконным отказа в согласовании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (расположения земельного участка на кадастровой карте) общей площадью 15 307 кв. м по адресу: г. Пермь Индустриальный р-н, ул. Промышленная, 143 а, корп. 4, изложенного в письме от 07.12.2012 N И-22-01-08/01-3666, возложении обязанности по согласованию такой схемы.
Определением суда Пермского края от 14.02.2013 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечен Департамент земельных отношений администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение департамента, изложенное в письме от 07.12.2012 N И-22-01-08/01-3666 как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации. На департамент возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (расположения земельного участка на кадастровой карте) общей площадью 15 307 кв. м по адресу: г. Пермь Индустриальный р-н ул. Промышленная, 143а корп. 4.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 (судьи Панькова Г.Л., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что испрашиваемая площадь земельного участка необоснованна, несмотря на представленное техническое заключение. Кроме того, в пояснительной записке Схемы отсутствовали непосредственно сами расчеты обоснования площади формируемого земельного участка. В техническом заключении также отсутствовали расчеты. Заявитель считает, что предприниматель Фешина М.С. использует административно-бытовой корпус не по назначению.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Фешина М.С. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. Предприниматель Фешина М.С. считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель Фешина М.С. является собственником замощений, площадью 1 194,4 кв. м, 2 295,1 кв. м, 3 226,4 кв. м, 1-3 этажного административно-бытового корпуса общей площадью 1 708,7 кв. м, трансформаторной подстанции, расположенных по адресу: г. Пермь Индустриальный р-н ул. Промышленная, 143а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Департаментом за объектами недвижимости зарезервирован адрес ул. Промышленная, 143а, корп. 4, материалы геодезической съемки нанесены на планшеты М 1:500.
В целях формирования под вышеуказанными объектами недвижимости земельного участка предпринимателем Фешиной М.С. заключен договор подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Гео-Лайн" (далее - общество "Гео-Лайн").
Общество "Гео-Лайн" 22.03.2012 обратилось в департамент с заявлением о согласовании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (расположения земельного участка на кадастровой карте).
Письмом от 07.12.2012 N И-22-01-08/01-3666 департамент отказал в согласовании по причине необоснованности площади формируемого земельного участка.
Полагая, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, предприниматель Фешина М.С. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории г. Перми определены Правилами разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108 (далее - Правила N 108).
Пунктами 3.3, 3.4 Правил N 108 предусмотрено, что функциональный орган администрации г. Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации г. Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.
Согласно п. 3.2.3.1 Правил N 108 схема подлежит обязательному согласованию путем проставления согласующих подписей (подпись должностных лиц заверяется печатью) в акте согласования с собственниками объектов недвижимости в границах участка(ов) (в случае составления схемы под существующие объекты недвижимости), с правообладателями земельных участков, из которых образуется участок(ки).
На основании п. 3.2.3.2 Правил N 108 схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия участка(ов) градостроительным требованиям, в том числе: обоснованности площади участка(ов); соответствия местоположения границ участка(ов) документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки города Перми, красным линиям; соответствия адреса участка(ов); указанным на схеме зонам ограничений в использовании земельных участков.
В силу п. 3.2.3.3 Правил N 108 орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части схемы (согласовывается каждый лист графической части схемы). Подпись должностного лица заверяется печатью органа.
В соответствии с п. 3.3.3 Правил N 108 решение о согласовании или об отказе в согласовании схемы принимается в течение 30 дней с даты регистрации заявления о согласовании схемы. В случае отказа в согласовании орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования.
Из письма от 07.12.2012 N И-22-01-08/01-3666 следует, что департамент отказал в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду отсутствия обоснования площади земельного участка.
Между тем в названном заключении отсутствуют ссылки на нарушение названной схемой конкретных градостроительных норм и правил.
В представленной предпринимателем Фешиной М.С. схеме указана площадь формируемого земельного участка - 15 307 кв. м. Согласно техническому заключению общества с ограниченной ответственностью "Центр землеустроительных работ" по формированию земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Промышленная, 143а, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объектов заказчика и осуществления производства составляет 15 307 кв. м.
Названное заключение являлось составной частью схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и было представлено в департамент.
Доказательств, подтверждающих неверность расчета площади земельного участка, изложенного в заключении, департаментом не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ департамента в согласовании схемы расположения земельного участка является незаконным.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что границы и размеры земельного участка на указанной схеме определены с учетом фактического землепользования.
С учетом изложенного следует признать неправомерным отказ в согласовании схемы.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2013 по делу N А50-2462/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф09-11445/13 по делу N А50-2462/2013