Екатеринбург |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А60-9611/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910; далее - фонд) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А60-9611/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Смирнова А.И. (доверенность от 24.12.2012);
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" (ОГРН 1026602341006, ИНН 6658010873; далее - учреждение, заявитель) - Зайцев В.В. (доверенность от 22.01.2013 N 0559), Пермякова О.И. (доверенность от 07.11.2013 N 7440), Шитлин В.В. (доверенность от 07.11.2013 N 7441).
Представители Министерства здравоохранения Свердловской области (далее - министерство здравоохранения), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным акта фонда от 21.12.2012, вынесенного по результатам проверки использования средств обязательного медицинского страхования и средств в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области, направленных в учреждение, за период с 01.01.2011 по 30.09.2012 в части требования о восстановлении на расчетный счет фонда средств обязательного медицинского страхования, использованных по нецелевому назначению, в сумме 3 403 551 руб. и уплаты штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 340 355 руб. 10 коп.
Решением суда от 27.05.2013 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 (судьи Савельева Н.М., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд признал недействительным акт проверки фонда от 21.12.2012 в оспариваемой части.
В кассационной жалобе фонд просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, учреждение допустило в 2011 году нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования на приобретение дезинфекционных средств, поскольку полагает, что данные виды расходов, понесенные медицинскими организациями, финансируются за счет средств бюджета разных уровней (в рассматриваемом случае - за счет областного бюджета).
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу фонда, в котором указывает на правильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказов директора фонда от 12.11.2012 N 445 и от 30.11.2012 N 475 в отношении учреждения проведена проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, в ходе которой фонд пришел к выводу о том, что учреждением в 2011 году произведены расходы, не предусмотренные Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП, а именно за счет средств фонда обязательного медицинского страхования приобретены дезинфицирующие средства на сумму 3 403 551 руб., в то время как они должны быть профинансированы за счет областного бюджета.
По результатам проверки составлен акт от 21.12.2012, содержащий, в том числе требование к учреждению о восстановлении на счет фонда денежных средств в сумме 3 403 551 руб. за 2011 год и уплате штрафной санкции в сумме 340 355 руб. 10 коп. за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
Не согласившись с актом проверки в указанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в тариф по обязательному медицинскому страхованию не включаются расходы на приобретение дезинфекционных средств, которые согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год финансируются исключительно за счет бюджетов всех уровней (по настоящему делу - за счет областного бюджета).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, обоснованно указал на то, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что учреждением дезинфицирующие средства приобретались за счет средств обязательного медицинского страхования только в случае оказания медицинской услуги, подлежащей финансированию в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи в 2011 году, за счет средств обязательного медицинского страхования.
По смыслу ст. 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Как правомерно отметил апелляционный суд, и в федеральной Программе, и в гл. 4 Территориальной программы на 2011 год виды бесплатной медицинской помощи (виды медицинских услуг) разграничены по источникам финансирования (за счет федерального, областного, местного бюджетов, а также за счет средств обязательного медицинского страхования). После каждого перечня видов медицинской помощи, подлежащего финансированию за счет определенного уровня бюджета, указано на финансирование расходов на дезинфекционные средства - в подп. 2 п. 15 Территориальной программы - областные государственные организации здравоохранения финансируются за счет областного бюджета, подп. 3 п. 15 - муниципальные организации здравоохранения за счет местного бюджета.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением, при этом тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
В соответствии с п. 158-165 раздела "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158-н, тарифы по обязательному медицинскому страхованию на конкретную медицинскую услугу определяются по величине затрат, связанных непосредственно с оказанием медицинской услуги и потребляемых в процессе ее предоставления, а также по величине затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемых в процессе оказания медицинской услуги (медицинской помощи).
В статью затрат медицинского учреждения, непосредственно связанных с оказанием медицинской услуги, входят, в том числе, материальные затраты, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской услуги.
Разделом 2 Тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области на 2011 год, определен состав тарифа.
В частности, согласно ст. 2.4 раздела 2 Тарифного соглашения в состав тарифа включены следующие статьи затрат: 211 "Заработная плата", 213 "Начисления на оплату труда", 226 "Прочие работы, услуги", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение".
В составе ст. 340 предусмотрены прочие материальные затраты в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.
В тарифы по обязательному медицинскому страхованию не включаются все расходы по оказанию видов помощи, расходы медицинских организаций подразделений (кабинетов) и служб, которые в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников (личные средства граждан, внебюджетные источники).
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов является неотъемлемой частью медицинской помощи (конкретной медицинской услуги).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, дезинфицирующие средства являются технологическими составляющими медицинской услуги.
Исходя из анализа указанных норм права, апелляционный суд обоснованно указал на то, что финансирование дезинфекционных средств, полностью потребленных в процессе оказания медицинской услуги, возможно как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств обязательного медицинского страхования в зависимости от того, предоставляется медицинская услуга за счет средств бюджетов или оказывается в рамках программы обязательного медицинского страхования.
При оказании гражданам бесплатной медицинской помощи медицинские организации вправе получать от фонда полную компенсацию своих расходов, включая стоимость приобретенных дезинфицирующих средств, непосредственно связанных с медицинской услугой, и полностью потребленных в пределах нормативной потребности в процессе оказания этой медицинской услуги, что соответствует п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ.
Апелляционным судом установлено и из материалов дела следует, что учреждение оказывало в 2011 году виды медицинских услуг, которые финансируются как за счет областного бюджета, так и за счет средств обязательного медицинского страхования.
По итогам каждого месяца по факту оказания больному медицинской услуги в зависимости от источника финансирования учреждение производило расчет дезинфицирующих средств, технологически связанных с медицинской услугой, и полностью потребленных в процессе оказания данной услуги, в пределах нормативной потребности.
Вышеназванное подтверждено представленным в материалы дела Расчетом потребности в дезинфицирующих средствах и кожных антисептиках для оказания медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Программой производственного контроля профилактической дезинфекции "Обеспечение дезинфекционного стерилизационного режима с учетом специфики госпитальных штаммов и ротации дезинфицирующих средства" на 2011 год. Данный расчет произведен в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10.
Таким образом, апелляционный суд в рассматриваемом случае правомерно сделал вывод о том, что учреждением дезинфицирующие средства приобретались за счет обязательного медицинского страхования только в случае оказания медицинской услуги, подлежащей финансированию в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, за счет средств обязательного медицинского страхования.
Судом апелляционной инстанции верно указано на то, что дезинфекционные средства относятся к прочим материальным запасам, непосредственно обеспечивающим условия осуществления медицинских услуг или технологически связанных с ней, что также подтверждают тарифные соглашения, принятые до 2011 года (с 2007 по 2010 гг.), из которых следует, что в состав тарифов всегда включались прочие материальные запасы, в части затрат непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги и технологически связанных с ней (до 2011 года данный вид расходов был детализирован словами - включая дезинфицирующие средства). Из анализа гл. 4 Территориальных программ за 2007-2010 гг. следует, что в указанные периоды, также как и в 2011 году, было предусмотрено приобретение дезинфекционных средств за счет областного и муниципального бюджетов. При этом тарифы по обязательному медицинскому страхованию за 2011 год не были скорректированы в сторону уменьшения.
При названных обстоятельствах, учитывая отсутствие в тексте Территориальных программ на 2011 год существенных изменений в части расходов областного бюджета и отсутствие изменений в Тарифном соглашении по обязательному медицинскому страхованию на 2011 год в части материальных запасов, непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней, выводы апелляционного суда о несоответствии оспариваемого акта фонда в части обязания учреждения восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 3 403 551 руб. и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 340 355 руб. 10 коп., являются законными и обоснованными.
Таким образом, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные учреждением требования.
Доводы фонда, изложенные в жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных апелляционным судом, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А60-9611/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением, при этом тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
...
Согласно требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, дезинфицирующие средства являются технологическими составляющими медицинской услуги.
...
При оказании гражданам бесплатной медицинской помощи медицинские организации вправе получать от фонда полную компенсацию своих расходов, включая стоимость приобретенных дезинфицирующих средств, непосредственно связанных с медицинской услугой, и полностью потребленных в пределах нормативной потребности в процессе оказания этой медицинской услуги, что соответствует п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2013 г. N Ф09-11902/13 по делу N А60-9611/2013