Екатеринбург |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А76-23324/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" (далее - общество "Челябоблкоммунэнерго") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2013 по делу N А76-23324/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка (далее - управление) - Смирнов А.В. (доверенность от 09.01.2013).
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу "Челябоблкоммунэнерго" о признании отсутствующим права собственности общества на объект недвижимости: сооружение теплотрассы от горбольницы до пожарного депо, подземная прокладка 752,89 м, литера Т, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, от тк-10 "с" у жилого дома N 2 по ул. Советской до пожарного депо.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация г. Троицка, открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в лице филиала Троицкая ГРЭС (далее - общество "ОГК-2"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Обществом "Челябоблкоммунэнерго" обратилось в суд первой инстанции с встречным иском к управлению о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "город Троицк" на сооружение теплотрассы, общей протяженностью 2359,9 м, находящейся по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, центральная часть города (запись регистрации N 74-74-35/018/2010-50).
Решением суда первой инстанции от 27.05.2013 (судья Катульская И.К.) исковое требование управления удовлетворено. Признано отсутствующим право собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" на объект недвижимости: сооружение теплотрассы от горбольницы до пожарного депо, подземная прокладка 752,89 м, литера Т, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, от тк-10 "с" у жилого дома N 2 по ул. Советской до пожарного депо. В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Челябоблкоммунэнерго" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), неполное исследование обстоятельств дела и несоответствие выводов судов представленным в материалы дела доказательствам. Заявитель полагает, что доказательств передачи спорной теплотрассы в муниципальную собственность не представлено, поскольку в силу положений постановления N 3020-1 имущество, входящее в состав имущества предприятия, не подлежало передаче в муниципальную собственность, а в данном случае спорный объект входил в состав имущества предприятия ПО "Облкоммунэнерго". Кроме того, в решении Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М отсутствует указание на какие-либо объекты недвижимого имущества, передаваемого в муниципальную собственность. Заявитель ссылается на то, что спорный объект на момент принятия данного решения находился во владении предприятия ПО "Облкоммунэнерго" и из его владения не выбывал. По мнению заявителя, судами необоснованно не принята во внимание оценка, которая дана судами при рассмотрении дел N А76-19390/2011, А76-19391/2011, А76-12840/2012 правоустанавливающим документам муниципального образования на объекты инженерной инфраструктуры. Заявитель полагает, что право собственности муниципального образования прекратилось с момента приватизации спорного имущества в составе предприятия ПО "Облкоммунэнерго" - 17.05.1994, поскольку решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М "О передаче объектов в муниципальную собственность г. Троицка" утратило силу в части имущества Троицких электротепловых сетей после принятия решения Челябинского областного комитета по управлению имуществом от 17.05.1994 N 85 о приватизации предприятия ПО "Облкоммунэнерго". По мнению заявителя, у суда отсутствовали правовые основания исключать спорный объект из объектов, переданных в процессе приватизации предприятия ПО "Облкоммунэнерго" и утверждать, что не все имущество Троицких электротепловых сетей было приватизировано. Заявитель также считает, что в отсутствие доказательств недействительности сделки по приватизации общества "Челябоблкоммунэнерго" оснований для признания права муниципальной собственности на спорный объект и прекращения записи о праве собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" не имеется. Как указывает заявитель, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о вхождении спорного объекта в план приватизации ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу управление ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Челябинской области от 17.05.1994 N 85, плана приватизации от 17.05.1994 зарегистрировано право собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" на объект недвижимого имущества: сооружение теплотрассы от горбольницы до пожарного депо, протяженностью подземной прокладки 752,89 м, материал труб - сталь, диаметром 100 мм, 125 мм, 200 мм, инвентарный номер 14260, литера Т, назначение: инженерно-коммуникационное, кадастровый (или условный) номер 74-74-35/023/2008-500, расположенное по адресу: г. Троицк, от ТК-10 "с" у жилого дома N 2 по ул. Советской до пожарного депо (свидетельство о государственной регистрации права собственности 23.07.2008).
Описание теплотрассы протяжённостью 752,89 м приведено в кадастровом паспорте от 22.05.2008.
На основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Троицк" на объект недвижимого имущества: сооружение теплотрассы общей протяженностью 2359,9 м, инвентарный номер 75:452:002:000007470, литера 2, назначение - инженерно-коммуникационное, кадастровый (или условный) номер 74-74-35/018/2010-050, расположенное по адресу: г. Троицк, центральная часть города (свидетельство о государственной регистрации права собственности 09.03.2000).
Описание теплотрассы протяжённостью 2359,9 м приведено в кадастровом паспорте от 16.03.2009, техническом паспорте, подготовленном по состоянию на 16.03.2009.
По договору аренды от 18.03.2010 N 07.10.05.01.02 управление передало указанную выше теплотрассу протяжённостью 2359,9 м обществу "ОГК-2" в аренду сроком на 5 лет для обслуживания тепловых сетей. Имущество передано по акту приёма-передачи 18.03.2010. Договор аренды зарегистрирован 30.09.2010.
Уведомлением от 12.10.2010 муниципальное образование "город Троицк" было извещено Управлением Росреестра о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в адрес вышеуказанного сооружения - теплотрассы протяжённостью 2359,9 м: Челябинская обл., г. Троицк, центральная часть города, от ТК-14-2 пл. Майская к домам и нежилым строениям на территории ЦРБ: N 1, 1А, 1Б по ул. Октябрьской, N 1А, 2А по ул. Ленина, N 3 по ул. Денисова, N 2, 4, 6 по ул. Советской.
Полагая, что объекты (теплотрассы), права собственности на которые зарегистрированы за муниципальным образованием "город Троицк" и обществом "Челябоблкоммунэнерго", представляют собой одно и то же недвижимое имущество, а оснований для регистрации прав общества "Челябоблкоммунэнерго" не имелось, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о признании зарегистрированного за ответчиком права собственности отсутствующим.
В свою очередь, общество "Челябоблкоммунэнерго", ссылаясь на те же обстоятельства, обратилось в арбитражный суд с встречным иском, в котором просило признать отсутствующим зарегистрированное право собственности муниципального образования.
Суды, удовлетворяя требования по первоначальному иску и отказывая в удовлетворении встречных требований, исходили из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А76-25779/2010, свидетельствующих о наличии права муниципальной собственности на спорный объект.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в 2010 г. общество "Челябоблкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "город Троицк" в лице администрации, обществу "ОГК-2" об истребовании из незаконного владения части сооружения - теплотрассы, общей протяженностью 2359,9 м, расположенного по адресу: г. Троицк, центральная часть города.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2011 по делу N А76-25779/2010, участие в котором принимали также Управление Росреестра и Управление муниципальной собственности, в удовлетворении искового требования общества "Челябоблкоммунэнерго" было отказано.
Постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2011 решение по делу N А76-25779/2010 оставлено без изменения.
При рассмотрении названного дела судами было установлено, что имеется наложение участков теплотрассы, зарегистрированных на праве собственности за муниципальным образованием "город Троицк" и обществом "Челябоблкоммунэнерго". Актом комиссионного обследования сооружения - теплотрассы от 31.03.2011, подписанным, в том числе, представителями органа местного самоуправления и общества "Челябоблкоммунэнерго", подтверждено, что теплотрасса общества "Челябоблкоммунэнерго" протяжённостью 752,89 м. является частью муниципальной теплотрассы протяжённостью 2359,9 м. Согласно комиссионному акту от 20.08.2012, протяженность наложения теплотрассы, находящейся в муниципальной собственности, и теплотрассы, право собственности на которую зарегистрировано за обществом "Челябоблкоммунэнерго", составляет 776,81 м.
В соответствии с п. 2 постановления N 3020-объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты, относящиеся к муниципальной собственности - объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Судами установлено, что электротепловые сети города переданы в муниципальную собственность города Троицка как объекты инженерной инфраструктуры на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М в соответствии с постановлением N 3020-1. Право муниципальной собственности на теплотрассу протяжённостью 2359,9 м зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанная теплотрасса передана управлением по договору аренды от 18.03.2010 N 07.10.05.01.02 в пользование общества "ОГК-2" сроком на 5 лет для обслуживания тепловых сетей.
Основанием для государственной регистрации права собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" явилось решение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Челябинской области от 17.05.1994 N 85, утвердившего план приватизации предприятия ПО "Облкоммунэнерго".
Приняв во внимание вывод судов, сделанный при рассмотрении дела N А76-25779/2010, о том, что решение от 17.05.1994 N 85 и план приватизации не подтверждают факта возникновения у общества "Челябоблкоммунэнерго" прав собственности на теплотрассу протяжённостью 752,89 м, расположенную между городской больницей и пожарным депо в центральной части города Троицка, так как на основании этих документов невозможно идентифицировать вошедший в план приватизации объект с объектом, на который зарегистрировано право собственности в ЕГРП 23.07.2008, а также то обстоятельство, что передача теплотрассы в муниципальную собственность (20.08.1992) состоялась ранее утверждения плана приватизации предприятия ПО "Облкоммунэнерго" (17.05.1994), суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае переданное в муниципальную собственность недвижимое имущество не могло быть отчуждено в процессе приватизации государственного предприятия и правовых оснований для регистрации права собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" на теплотрассу протяжённостью 752,89 м, по сути, представляющую собой часть муниципальной теплотрассы протяжённостью 2359,9 м, не имелось.
С учетом вышеизложенного судами избранный управлением способ защиты признан верным и исковые требования управления о признании зарегистрированного права собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" на теплотрассу отсутствующим правомерно удовлетворены.
Поскольку при рассмотрении дела N А76-25779/2010 был установлен факт отсутствия у общества "Челябоблкоммунэнерго" права на спорную теплотрассу, иного ответчиком в рамках рассматриваемого спора не доказано, при этом ответчик не является фактическим владельцем объекта, обществу "Челябоблкоммунэнерго" по делу N А76-25779/2010 в истребовании недвижимого имущества у муниципального образования и общества "ОГК-2" было отказано, суды обоснованно признали, что удовлетворении встречного иска не приведет к восстановлению субъективных прав ответчика.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что с момента приватизации имущества Троицких электротепловых сетей в составе предприятия ПО "Облкоммунэнерго" на основании решения Челябинского областного комитета по управлению имуществом от 17.05.1994 N 85 муниципальное образование утратило право на спорный объект, подлежит отклонению как несостоятельный. После возникновения в силу закона права муниципальной собственности на спорный объект в составе инженерной инфраструктуры г. Троицка в 1992 году основания для его приватизации в составе государственного предприятия у Челябинского областного комитета по управлению имуществом, как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отсутствовали.
Ссылки заявителя на противоречие выводов судов по данному спору оценкам, сделанным судами при рассмотрении дел N А76-19390/2011, А76-19391/2011, А76-12840/2012, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены с указанием на то, что в рамках названных дел рассматривались иные требования, спорные правоотношения касались иных объектов права, предметом оценки арбитражных судов были административные правоотношения, участниками которых являлись муниципальное образование в лице своих органов, с одной стороны, и государственное учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, с другой стороны.
Судами также дана оценка доводами ответчика о передаче теплотрассы в составе имущества Троицких электротепловых сетей и наличии доказательств, позволяющих идентифицировать спорный объект в плане приватизации. Оснований для переоценки доказательств по делу у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2013 по делу N А76-23324/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты, относящиеся к муниципальной собственности - объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Судами установлено, что электротепловые сети города переданы в муниципальную собственность города Троицка как объекты инженерной инфраструктуры на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М в соответствии с постановлением N 3020-1. Право муниципальной собственности на теплотрассу протяжённостью 2359,9 м зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанная теплотрасса передана управлением по договору аренды от 18.03.2010 N 07.10.05.01.02 в пользование общества "ОГК-2" сроком на 5 лет для обслуживания тепловых сетей."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф09-12133/13 по делу N А76-23324/2012