Екатеринбург |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А50-1667/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Национальный банк "ТРАСТ" (ИНН 7831001567, ОГРН 1027800000480; далее - общество НБ "ТРАСТ", банк) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2013 по делу N А50-1667/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества НЦ "ТРАСТ" - Котляренко А.Н. (доверенность от 04.04.2013 N 306/2013),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749, далее - управление, антимонопольный орган) - Кабанова Т.В. (доверенность от 30.10.2013 N 63).
Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Росгосстрах-Жизнь" (ИНН 7706548313, ОГРН 1047796614700; далее - общество "СК "Росгосстрах-Жизнь") и общество НЦ "ТРАСТ" обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями о признании недействительными решения управления от 20.11.2012 по делу N 134-12-а о нарушении антимонопольного законодательства, предписаний управления от 20.11.2012 N 134-12-а об устранении нарушений.
Заявления общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" и общества НЦ "ТРАСТ" приняты к производству Арбитражного суда Пермского края с присвоением делам N А50-1667/2013, N А50-3364/2013 соответственно.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.03.2013 на основании п. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные дела объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу N А50-1667/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Смольянин Вячеслав Николаевич (далее - Смольянин В.Н.), общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ренессанс Жизнь" (далее - общество "СК "Ренессанс Жизнь").
Решением суда от 11.04.2013 (судья Мухитова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество НЦ "ТРАСТ" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях банка отсутствует нарушение требований ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
В представленном отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в антимонопольный орган 07.11.2011 поступило заявление Харитонова А.Я. в интересах гр. Смольянина В.Н., содержащее сведения о наличии в действиях общества НБ "ТРАСТ" признаков нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров кредитования, в связи с этим антимонопольным органом в отношении банка, общества "СК "Росгострах-Жизнь" и общества "СК "Ренессанс Жизнь" возбуждено дело N 134-12-а по признакам нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения материалов антимонопольного дела N 134-12-а, управлением принято решение от 20.11.2012, которым действия общества НБ "ТРАСТ" и общества "СК "Ренессанс Жизнь" признаны нарушением требований, установленных ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившиеся в участии в соглашении, которое привело к росту стоимости потребительского целевого кредита для заемщиков банка на рынке кредитования физических лиц на территории Пермского края и возникновению обстоятельств, создающих возможность для Банка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по подключению к программе страхования на рынке страховых услуг на территории Пермского края (п. 1 решения антимонопольного органа); действия общества НБ "ТРАСТ" и общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" признаны нарушением требований ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившиеся в участии в соглашении, которое привело к росту стоимости потребительского целевого кредита для заемщиков банка на рынке кредитования физических лиц на территории Пермского края и возникновению обстоятельств, создающих возможность для банка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по подключению к программе страхования на рынке страховых услуг на территории Пермского края (п. 2 решения антимонопольного органа); также решено выдать банку, обществу "СК "Ренессанс Жизнь" и обществу "СК "Росгосстрах-Жизнь" предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 134-12-а (п. 3, 4 решения антимонопольного органа).
На основании указанного решения обществу "СК "Росгосстрах-Жизнь" управлением 20.11.2012 выдано предписание N 134-12-а, в котором указано на прекращение нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившееся в участии в соглашениях, которое привело к росту стоимости потребительского целевого кредита для заемщиков банка на рынке кредитования физических лиц на территории Пермского края и возникновению обстоятельств, создающих возможность для банка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по подключению к программе страхования на рынке страховых услуг на территории Пермского края, а именно: в течение 60 дней с момента получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) внести изменения в договор коллективного страхования от 16.08.2010 N 046/2010 и от 01.09.2010 N 047/2010 либо разработать и согласовать новые формы документов, предусмотрев в договоре коллективного страхования от 16.08.2010 N 046/2010 и от 01.09.2010 N 047/2010 информацию о размере комиссионного вознаграждения в фиксированном абсолютном (рублевом) выражении (вне зависимости от суммы предоставляемого кредита и срока кредита), взимаемого банком с заемщиков при оказании им услуги по подключению физических лиц-заемщиков банка к Программе страхования жизни и здоровья, реализуемой обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь", по программам кредитования физических лиц в торговых точках; разработать форму заявления на страхование, предусматривающую содержание подробной информации о размере страховых тарифов, применяемых обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь", при личном страховании заемщиков банка, а также порядок (формулу) расчета страховых премий (взносов), подлежащих уплате банком страховщику.
Антимонопольным органом предписанием от 20.11.2012 N 134-12-а Банку также предписано прекратить нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившееся в участии в соглашениях, которое привело к росту стоимости потребительского целевого кредита для заемщиков банка на рынке кредитования физических лиц на территории Пермского края и возникновению обстоятельств, создающих возможность для банка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по подключению к программе страхования на рынке страховых услуг на территории Пермского края, а именно: в течение 60 дней с момента получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) установить комиссионное вознаграждение на услугу по подключению физических лиц - заемщиков банка к Программе страхования жизни и здоровья в фиксированном абсолютном (рублевом) выражении, вне зависимости от суммы предоставляемого кредита и срока кредита, с учетом объективных и экономически обоснованных сумм, необходимых для покрытия затрат кредитной организации при предоставлении заемщику данной услуга и обеспечения получения средней прибыли; в течение 60 дней с момента получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) внести изменения в договора коллективного страхования от 01.08.2011 N 1251113146 и от 01.08.2011 N 1251113139 либо разработать и согласовать новые формы документов, предусмотрев в договоре коллективного страхования от 01.08.2011 N 1251113146 и от 01.08.2011 N 1251113139 информацию о размере комиссионного вознаграждения в фиксированном абсолютном (рублевом) выражении (вне зависимости от суммы предоставляемого кредита и срока кредита), взимаемого банком с заемщиков при оказании им услуги по подключению физических лиц-заемщиков банка к Программе страхования жизни и здоровья, реализуемой обществом "СК "Ренессанс Жизнь", по программам кредитования физических лиц в торговых точках общества НБ "ТРАСТ"; в декларациях застрахованного, являющегося приложением N 2 к договорам страхования от 01.08.2011 N 1251113146 и от 01.08.2011 N 1251113139 подробную информацию о размере страховых тарифов, применяемых обществом "СК "Ренессанс Жизнь", при личном страховании заемщиков банка, а также порядок (формулу) расчета страховых премий (взносов), подлежащих уплате банком страховщику; в течение 60 дней с момента получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) внести изменения в договора коллективного страхования от 16.08.2010 N 046/2010 и от 01.09.2010 N 047/2010 либо разработать и согласовать новые формы документов, предусмотрев в договоре коллективного страхования от 16.08.2010 N 046/2010 и от 01.09.2010 N 047/2010 информацию о размере комиссионного вознаграждения в фиксированном абсолютном (рублевом) выражении (вне зависимости от суммы предоставляемого кредита и срока кредита), взимаемого банком с заемщиков при оказании им услуги по подключению физических лиц-заемщиков банка к Программе страхования жизни и здоровья, реализуемой обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь", по программам кредитования физических лиц в торговых точках; разработать форму заявления на страхование, предусматривающую содержание подробной информации о размере страховых тарифов, применяемых обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь", при личном страховании заемщиков банка, а также порядок (формулу) расчета страховых премий (взносов), подлежащих уплате банком страховщику.
Не согласившись с решением и предписаниями антимонопольного органа по делу N 134-12-а общество НБ "ТРАСТ" и общество "СК "Росгосстрах-Жизнь" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанции поддержали выводы антимонопольного органа о том, что действия банка, общества "СК "Ренессанс Жизнь" и общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" являются нарушением ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а именно - участием в соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на территории Пермского края, результатом которых является рост стоимости потребительского целевого кредита для заемщиков банка на рынке кредитования физических лиц на территории Пермского края и возникновение обстоятельств, создающих возможность для банка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по подключению к программе страхования на рынке страховых услуг на территории Пермского края. Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали на отсутствие оснований для признания недействительными оспариваемого решения антимонопольного органа, а также предписаний, выданных в рамках данного антимонопольного дела.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ определены и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей названного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Указанной статьей определен перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции); признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции); под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 названного Федерального закона, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов о скоординированности и целенаправленности своих действий, подпадающих под критерии ограничения конкуренции указанные в п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Как отмечено выше, оспариваемым решением действия банка, общества "СК "Ренессанс Жизнь" и общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" признаны нарушившими положения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ. Нарушения антимонопольный орган усматривает в участии в соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на территории Пермского края, результатом которых является рост стоимости потребительского целевого кредита для заемщиков анка на рынке кредитования физических лиц на территории Пермского края и возникновение обстоятельств, создающих возможность для банка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по подключению к программе страхования на рынке страховых услуг на территории Пермского края.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела управлением было установлено следующее.
Гр. Смольянин В.Н. в магазине "Мир домашней техники", находящимся по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 17 при приобретении 18.10.2011 плазменного телевизора Samsung на сумму 23 290 рублей, заключил кредитный договор под 6,16% годовых сроком на 36 месяцев, выразив при этом свое желание на участие в программе страхования жизни и здоровья заемщиков в страховой компании общества "СК "Ренессанс Жизнь" (п. 14.8, 14.9 заявления).
Согласно условиям названного кредитного договора сумма ежемесячного платежа составляет 1110 руб. 75 коп. (сумма последнего платежа составляет 1095 руб. 07 коп.), в которую согласно графику платежей включаются следующие суммы: проценты за пользование кредитом, сумма основного долга, а также комиссия за участие в программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков (в месяц составляет 401 руб. 75 коп.). Сумма, подлежащая выплате Смольяниным В.Н. за 36 месяцев пользования кредита согласно графику платежей, составила 39 971 руб. 32 коп., из них: 23 290 рублей - сумма основного долга, 2 218 руб. 38 коп. - проценты за пользование кредитом, 14 463 руб. - комиссия за участие в программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков, при этом в графике платежей Смольянина В.Н. в качестве полной суммы, подлежащей выплате клиентом, указана сумма в размере 25 508 руб. 32 коп., в которую включены платежи по возврату основного долга в размере - 2 290 рублей, проценты по кредиту в размере 2 218 руб. 32 коп.
При этом типовой формой заявления на получение кредита в торговых точках предусмотрено, что заемщик просит общество НБ "ТРАСТ" заключить с ним договор (при предоставлении кредита на оплату товаров, единовременной комиссии и единовременной оплаты страховой премии) о предоставлении ему кредита в размере, на срок и условиях указанных в разделе 14 заявления, на приобретение товаров согласно раздела 16 заявления, а также на оплату единовременной комиссии за зачисление кредитных средств на счет клиента в соответствии с Условиями и платы за участие в Программе страхования жизни и здоровья заемщиков кредитов в торговых точках "Защита" в соответствии с договором добровольного коллективного страхования заемщиков банка в рамках этой программы, заключенному со страховой компанией, указанной в п. 14.9 заявления либо (при предоставлении кредита на оплату товаров, единовременной комиссии и ежемесячной оплаты страховой премии).
Типовой формой графика платежей установлено, что в сумму ежемесячного платежа включаются проценты, основной долг, а также платы и комиссии. При этом, согласно сноске, в указанные платы и комиссии помимо плат и комиссий, предусмотренных Условиям и тарифами, может быть включена плата за участие в Программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков; также в типовую форму графика платежей в расчет полной стоимости кредита не включаются следующие платежи: штраф за пропуск очередного платежа, комиссия за кассовое обслуживание, плата за участие в Программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков.
Таким образом, в рамках кредитования на приобретение товаров, в банке предусмотрена возможность уплаты комиссии за подключение к программе страхования единовременным платежом (в торговых точках "Защита") либо ежемесячными платежами (в торговых точках "Защита+"), при единовременной уплате комиссии за подключение к Программе страхования комиссия уплачивается за счет заемных средств, предоставляемых банком, при ежемесячной уплате комиссии комиссия включена в ежемесячный платеж, который является обязательным для погашения в силу п. 3.1. Условий.
Банком была предоставлена информация о потребительском кредитовании в торговых точках и сотрудничестве со страховыми компаниями: обществом "СК "Ренессанс Жизнь" (договор коллективного страхования от 01.08.2011 N 1251113146 торговые точки "Защита"; договор коллективного страхования от 01.08.2011 N 1251113139 торговые точки "Защита+"); обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" (договор коллективного страхования от 16.08.2010 N 046/2010 торговые точки "Защита+"; договор коллективного страхования от 01.09.2010 N 047/2010 торговые точки "Защита").
В соответствии с условиями договоров коллективного страхования договор заключен на условиях Программы коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков кредитов в торговых точках "Защита+" (далее - Программа страхования), разработанной на основании "Общих правил страхования жизни, здоровья и трудоспособности" N 1 в редакции, действующей на момент заключения рассматриваемого договора, являющейся неотъемлемой его частью, в котором страхователем является банк.
В соответствии разделом 1 договора коллективного страхования объектом страхования являются имущественные интересы, связанные со смертью застрахованного лица или с наступлением иных событий в его жизни. Застрахованными лицами являются физические лица - заемщики кредита, заключившие с банком договоры о предоставлении кредита, на которых с письменного согласия распространено действие настоящего договора, в связи с чем они включены в список застрахованных лиц и за них уплачена страхователем страховщику страховая премия (страховой взнос).
Получателем страховой выплаты (выгодоприобретателем) по данному договору в отношении всех застрахованных лиц является банк при условии получения им письменного согласия застрахованного лица и на условиях такого согласия. Согласно п. 1.9. договора коллективного страхование страховые полисы или сертификаты в отношении застрахованных лиц страховщиком не оформляются и застрахованным лицам не выдаются
Проанализировав условия выше указанных договоров коллективного страхования, декларации застрахованных, тарифов по Программе добровольного коллективного страхования заемщиков банка антимонопольный орган установил, что банк не может расшифровать свои расходы, вкладываемые в комиссию; в банке отсутствует какая-либо специальная формула для расчета размера комиссионного вознаграждения на услугу по подключению к Программе страхования. При этом банк объясняет установление различных комиссий за подключение к Программе страхования по разным кредитным продуктам в торговых точках необходимостью предложения конкурентоспособных предложений, поскольку считает, что клиенты, приняв решение о подключении к указанной услуге при оформлении кредитного договора и подписании соответствующих документов, не видят страховые тарифы, применяемые обществом "СК "Ренессанс Жизнь" и обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" при личном страховании, т.к. комиссия за участие в Программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков не включена в полную стоимость кредита. Указанные обстоятельства позволили антимонопольному органу прийти к выводу об установлении банком необоснованно высокой комиссии за подключение заемщиков к Программе страхования.
Учитывая изложенное управлением сделан вывод о том, что рамках реализации договоров коллективного страхования, заключенных между обществом НБ "ТРАСТ", обществом "СК "Ренессанс Жизнь" и обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" сложилась групповая модель поведения банка и страховых компаний, при которой возмещение уплаченной банком страховой премии и оплата услуг банка за участие в программе страхования (комиссия за участие в программе страхования) возложена на заемщика банка.
Антимонопольный орган обоснованно посчитал, что сотрудничество общества НБ "ТРАСТ", общества "СК "Ренессанс Жизнь", общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" выгодно как банку, так и страховым компаниям, работа с надежным страховым партнером обеспечивает банку страхование собственных рисков, банк при выдаче кредита с подключением заемщика к Программе страхования получает дополнительный доход в виде комиссии за подключение к Программе страхования, а для общества "СК "Ренессанс Жизнь" и общества "СК "Росгосстрах-Жизнь", в свою очередь, такое сотрудничество обеспечивает использование банковских каналов сбыта для продажи страховых продуктов, то есть страховщик получает поток дополнительных клиентов, а также получение страховых премий за подключение заемщиков банка к Программе страхования, соответственно увеличение доходов страховой компании. Договоры коллективного страхования были заключены между банком и обществом "СК "Ренессанс Жизнь", обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" изначально в целях достижения собственных интересов, без учета потребностей и заинтересованности застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах выше установленное управлением нарушение не подпадает под событие нарушения, предусмотренного в ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Судами не установлено и материалами дела не подтверждено, что в результате соглашений между банком и названными страховыми компаниями созданы ограничения, препятствия доступа другим страховым компаниям на рынок страхования жизни и здоровья заемщиков банка на территории Пермского края при заключении договоров страхования жизни и здоровья в рамках потребительского кредитования заемщиков банка на территории Пермского края с обществом "СК "Ренессанс Жизнь" и обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь", нанесен вред конкуренции, нарушены права иных хозяйствующих субъектов, создано фактическое воспрепятствование доступу какого-либо субъекта на рынок страхования.
Выводы антимонопольного органа о нарушении обществом НБ "ТРАСТ", обществом "СК "Ренессанс Жизнь" и обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ основаны на самом факте существования указанных соглашений. Условия заключенного договора также не свидетельствуют о намерении его сторон ограничивать доступ других организаций на рынок страхования.
Какие-либо доказательства наличия соглашения между заявителями, в смысле, придаваемом ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в нарушение ст. 65, 68, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены антимонопольным органом.
Доказательств возможности каждого из заявителей в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на спорном товарном рынке, управлением в материалы дела не представлено. Антимонопольным органом подтверждена лишь возможность влияния каждого из заявителей на условия обращения товаров только в рамках участия в заключенном ими соглашении.
Поскольку ни одно из обстоятельств, свидетельствующих о нарушении обществом НБ "ТРАСТ", обществом "СК "Ренессанс Жизнь" и обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" требований п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ управлением не установлено, вывод антимонопольного органа о наличии в их действиях нарушений указанной нормы следует признать необоснованным.
Таким образом, нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ фактом участия указанных выше лиц в спорном соглашении управлением не доказан.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности антимонопольного органа наличия в действиях банка, общества"СК "Ренессанс Жизнь" и общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" нарушений требований, предусмотренных ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, что, в свою очередь, свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения управления и вынесенных в адрес заявителей предписаний требованиям действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций приняты судебные акты без учета положений, установленных п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права (п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По делу следует принять новое решение об удовлетворении требований, заявленных обществом НБ "ТРАСТ".
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2013 по делу N А50-1667/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по тому же делу отменить.
Заявление открытого акционерного общества Национальный банк "ТРАСТ" и общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Росгосстрах-Жизнь" удовлетворить.
Признать недействительными и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по делу N 134-12-А от 20.11.2012 и предписания по тому же делу от 20.11.2012.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ни одно из обстоятельств, свидетельствующих о нарушении обществом НБ "ТРАСТ", обществом "СК "Ренессанс Жизнь" и обществом "СК "Росгосстрах-Жизнь" требований п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ управлением не установлено, вывод антимонопольного органа о наличии в их действиях нарушений указанной нормы следует признать необоснованным.
Таким образом, нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ фактом участия указанных выше лиц в спорном соглашении управлением не доказан.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности антимонопольного органа наличия в действиях банка, общества"СК "Ренессанс Жизнь" и общества "СК "Росгосстрах-Жизнь" нарушений требований, предусмотренных ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, что, в свою очередь, свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения управления и вынесенных в адрес заявителей предписаний требованиям действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2013 г. N Ф09-12278/13 по делу N А50-1667/2013
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12278/13
06.09.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6972/13
31.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6972/13
11.04.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-1667/13