Екатеринбург |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А50-2994/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (ИНН 5902292777, ОГРН 1025900509250; далее - управление, страховщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.05.2013 по делу N А50-2994/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 1" (ИНН 5902504478, ОГРН 1025900513473; далее - учреждение, страхователь) недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 279 221 руб. 03 коп.
Решением суда от 17.05.2013 (судья Кетова А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 (судьи Борзенкова И.В., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, установленные Законом Пермского края от 02.03.2010 N 578-ПК "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 02.03.2010 N 578-ПК) единовременные пособия лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступившим на работу по полученной специальности в образовательное учреждение, педагогическим работникам образовательного учреждения при увольнении в связи с выходом на пенсию и Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК) ежемесячные денежные выплаты кандидатам наук и докторам наук, работающим в образовательных учреждениях не относятся к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением в результате выездной проверки учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлен акт N 069/001/18- 2012 от 31.05.2012 и вынесено решение от 03.07.2012 N 12 о доначислении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионного страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме 166 548 руб., на накопительную часть в сумме 19 045 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21 258 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 14 589 руб., пеней в сумме 11 780 руб. 53 коп. и применении ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде наложения штрафа в сумме 44 288 руб.
Основанием для принятия данного решения послужили выводы о том, что учреждением занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы выплат застрахованным лицам ежемесячной денежной выплаты кандидатам наук и докторам наук, единовременных пособий лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступившим на работу по полученной специальности в образовательное учреждение, педагогическим работникам образовательного учреждения при увольнении в связи с достижением ими пенсионного возраста и выходом на пенсию.
Требованием управления от 01.08.2012 N 12 учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 20.08.2012.
В связи с неисполнением указанного требования управления в установленный срок в добровольном порядке, управление обратилось в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что спорные выплаты включению в базу для исчисления страховых взносов не подлежат.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Пунктами 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Согласно подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК установлены социальные гарантии для педагогических работников.
В п. 1 ч. 1 ст. 17 Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК определено, что лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в размере 18 400 рублей и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет в размере 1 480 рублей. Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в настоящем пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным социальным гарантиям и льготам при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 12600 рублей.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК установлено право на получение выплаты работниками образования имеющих ученую степень кандидата наук и доктора наук и работающие в образовательных учреждениях на территории Пермского края постоянно или по совместительству за счет средств бюджета Пермского края в установленном размере.
Как следует из материалов дела, учреждением произведены выплаты кандидатам наук и докторам наук, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступившим на работу по полученной специальности в образовательное учреждение, и педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости и по инвалидности.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК, Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные суммы, выплачены учреждением указанным выше лицам в соответствии с Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК, Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края; они являются государственными пособиями, и пришли к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные учреждением требования.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.05.2013 по делу N А50-2994/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК, Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные суммы, выплачены учреждением указанным выше лицам в соответствии с Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК, Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края; они являются государственными пособиями, и пришли к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2013 г. N Ф09-12203/13 по делу N А50-2994/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12203/13
15.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12203/13
05.08.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7773/13
17.05.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-2994/13