Екатеринбург |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А71-1441/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кангина А.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ижевска (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.05.2013 по делу N А71-1441/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители отдела надзорной деятельности города Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - Управление) - Захматов А.А. (доверенность от 25.12.2012 N 191), Пономарев А.Н. (доверенность от 03.04.2012 N 149).
Администрация обратилась с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене предписания Управления от 23.11.2012 N 2/1/1-4-ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Решением суда от 30.05.2013 (судья Глухов Л.Ю.) заявленные требования удовлетворены в части. Признаны недействительными пункты 1.1, 1.2, 1.3 и п. 4.1 предписания от 23.11.2012 N 2/1/1-4-ГО, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением от 28.08.2013 (судьи Ясикова Е.Ю., Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное толкование судом норм права. Заявитель полагает, что им в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие исполнение Администрацией своих обязанностей по надлежащему содержанию защитного сооружения. Администрация указывает, что поддержание технических компонентов системы оповещения в постоянной готовности и их технического обслуживания не представляется возможным без наличия данных компонентов в муниципальной собственности. Считает, что необоснованно отклонен его довод о том, что содержание технических средств автоматизированной системы оповещения является расходным обязательством Российской Федерации. Заявитель указывает, что ссылка апелляционного суда на изменения, внесенные законодателем в ст. 8 Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ, вступившим в законную силу с 14.07.2013, сделана в нарушение положений ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Администрация полагает, что действующее законодательство не обязывает распределять накопленные средства индивидуальной защиты по подведомственным организациям, а допускает хранить их централизованно. Заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции нарушен принцип применения специальных норм законодательства по отношению к общим. Администрация ссылается на то, что суд первой инстанции нарушил ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а судом апелляционной инстанции соответствующий довод надлежащим образом не исследован.
Администрацией 27.11.2013 в суд кассационной инстанции подано ходатайство об истребовании письменных доказательств и отложении судебного разбирательства со ссылкой на ст. 41, 66, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование ходатайства Администрация ссылается на то, что ею посредством электронной почты был получен отзыв Управления на кассационную жалобу, который не имеет подписи и содержит по тексту посторонние пометки (выделение текста цветом), в связи с чем соответствие отзыва, направленного в адрес Администрации, отзыву, направленному в суд, вызывает сомнение. Администрация просит суд обязать Управление представить в адрес Администрации надлежащим образом подписанный и составленный отзыв на кассационную жалобу и отложить судебное разбирательство для ознакомления Администрации с отзывом и подготовки мотивированных возражений.
Рассмотрев заявленное ходатайство до начала рассмотрения жалобы по существу, кассационный суд установил, что в отзыве Управления, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа 28.11.2013 посредством электронной почты, также отсутствует подпись лица, уполномоченного на его подписание, вследствие чего названный отзыв судом кассационной инстанции был в судебном заседании возвращен Управлению. Доводы, изложенные в отзыве, не исследовались.
Учитывая, что иных доводов в обоснование ходатайства об отложении судебного заседания Администрацией не приведено, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении названного ходатайства в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и перешел к рассмотрению кассационной жалобы Администрации по существу.
Как установлено судами, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления N 2 (ГО) от 23.10.2012, должностными лицами Управления в период с 30.10.2012 по 23.11.2012 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения установленных требований в области гражданской обороны в отношении Администрации.
В ходе проверки, в деятельности Администрации, расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 276, ул. Труда, д. 90, были выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, а именно требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", п. 27 ч. 1 ст. 9, п. 35 ч. 3 ст. 40 решения Городской думы города Ижевска от 16.06.2005 N 333 "О принятии Устава муниципального образования "Город Ижевск", п. 5, п. 10, п. 25 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" от 25.07.2006 N 422/90/376, п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", п. 15, 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687, п. 3, 4, 6, 7, 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993, п. 16 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999, п. 3, 4, 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
По результатам проверки составлен акт от 23.11.2012 N 2 (ГО) и выдано предписание N 2/1/1-4-ГО по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, согласно которому Администрации в срок до 01.03.2013 и 23.11.2013 предписано устранить выявленные нарушения.
Полагая, что данное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права тем, что незаконно возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом, Администрация обратилась с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды исходили из законности и обоснованности п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 4.2 оспариваемого предписания. Пункты 1.1, 1.2, 1.3, 4.1 предписания N 2/1/1-4-ГО признаны судами недействительными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с положениями гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит установление соответствующих полномочий у органа, издавшего предписание, а также соответствие содержания предписания требованиям законодательства.
Согласно ст. 13 Закона N 28-ФЗ в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно подп. 4 п. 8 Положения, утвержденного названным Указом, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне.
На основании изложенного суды правильно установили, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
Исследовав материалы дела, суды установили отсутствие нарушений, указанных в п. 1.1, 1.2, 1.3, 4.1 оспариваемого предписания, в связи с чем названные пункты предписания признали недействительными.
В указанной части судебные акты Администрацией не оспариваются.
В пунктах 2.1, 2.2, 2.3 от 23.11.2012 N 2/1/1-4-ГО Управлением указано, что Администрацией не обеспечен доступ в расширительную камеру защитного сооружения (далее ЗС) N 061 ВУ-А-II-300-78, расположенную за герметическим ставнем N 4; не обеспечивается проведение в этом ЗС технического обслуживания герметических ставней N 3, 4, а также УЗС-8; годовые Планы хотя и имеются, однако не имеется результатов осмотров - дефектных ведомостей.
Согласно п. 4.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), при осмотрах ЗС ГО должны проверяться: общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие технической и эксплуатационной документации.
В соответствии с п. 4.2.3 Правил N 583 проверка защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии.
Готовность и использование сооружений по предназначению обеспечивают начальники гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся (пункт 1.7 Правил N 583).
В силу п. 1.8 Правил N 583 в обязанности НГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 3.2.14 Правил N 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Согласно п. 3.2.14 Правил N 583 при эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации. Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО. Специальные осмотры проводятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений (п. 4.1.1. Правил N 583)
На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям N 15 и N 16 (п. 4.1.8. Правил N 583).
Суды обеих инстанций верно установили, что Администрацией не обеспечено выполнение перечисленных выше требований нормативно-правовых актов, материалами дела подтверждается неисполнение Администрацией обязанности по контролю за содержанием защитных сооружений, доказательств обратного в материалах дела не имеется, в связи с чем пришли к правильному выводу о том, что требования п. 2.1, 2.2, 2.3 обоснованно включены в предписание.
При этом судом апелляционной инстанцией правильно отклонен довод Администрации о том, что по п. 2.2 предписания в материалах дела имеется выписка из журнала проверки состояния убежища, в котором отражено, что ТО - 1 герметичных ставней, противовзрывных устройств в 2012 г. проводились ежемесячно, что соответствует п. 5.1.5 Правил N 583, поскольку на момент проверки планы не были представлены, а в представленной в материалы дела копии годового плана планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств на 2012 г. отсутствуют дата, месяц создания и утверждения данного документа.
В пунктах 3.1, 3.2, 3.3 предписания от 23.11.2012 N 2/1/1-4-ГО Управлением установлено, что Администрацией не выполняются обязанности по обеспечению своевременного оповещения и поддержке в постоянной готовности и использования системы оповещения; не планируются и не проводятся совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки системы оповещения, тренировки по передаче сигналов и речевой информации, а также не проводится техническое обслуживание систем оповещения.
В силу п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств прямо отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 35 ч. 3 ст. 40 Устава города Ижевска Глава Администрации города осуществляет руководство гражданской обороной на территории муниципального образования "Город Ижевск".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 28-ФЗ (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований осуществляют следующие полномочия: поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно п. 5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 N 422/90/376 (далее - Положение N 422/90/376) создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
В соответствии с п. 10 Положения N 422/90/376, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 25 Положения N 422/90/376 в целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации; обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время; планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации; разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
В силу п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.
Согласно п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 28-ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Суды обеих инстанций верно установили, что материалами дела подтверждается неисполнение Администрацией обязанности по обеспечению своевременного оповещения и поддержке в постоянной готовности к использованию системы оповещения населения г. Ижевска, по проверке системы оповещения и тренировкам по передаче сигналов оповещения и речевой информации, по техническому обслуживанию систем оповещения в целях поддержания в постоянной готовности.
Доводы Администрации о необоснованности пунктов 3.1-3.3 предписания, полагающей, что указанные пункты вменяют обязанность заявителю приобретение систем оповещения в муниципальную собственность, судами апелляционной инстанции отклонены.
При этом суды верно исходили из того, что из содержания предписания следует, что в указанных пунктах Управление не вменяет в обязанность Администрации приобретение систем оповещения в муниципальную собственность. Приведенное в предписании нормативное обоснование подтверждает наличие у Администрации обязанностей по созданию (наличию) систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности, их проверке, техническому обслуживанию и проведению тренировок.
Суды правильно отметили, что без указанных в предписании мероприятий орган местного самоуправления не может осуществлять полномочия, возложенные на него статьей 8 Закона N 28-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 28-ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Администрации о том, что содержание технических средств автоматизированной системы оповещения является расходным обязательством Российской Федерации со ссылкой на Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", как основанный на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного и, поскольку Администрацией не обеспечено выполнение перечисленных выше требований нормативно-правовых актов, доказательств обратного в материалах дела не имеется, суды пришли к правомерному выводу о том, что требования п. 3.1, 3.2, 3.3 обоснованно включены в оспариваемое предписание.
Пунктом 4.2 предписания от 23.11.2012 N 2/1/1-4-ГО установлено, что Администрацией не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты (противогазами) работники Администрации и работники ее структурных подразделений, а также работники созданных Администрацией муниципального округа "город Ижевск" муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993) накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пунктом 4 Положения N 993 предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется следующим образом: органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Суды обеих инстанций верно установили, что материалами дела подтверждается то обстоятельство, что работники органа местного самоуправления и созданных им муниципальных предприятий и учреждений не обеспечены индивидуальными средствами защиты (противогазами) в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание в части п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 4.2 обоснованно признано судами законным, правильно не признано недействительным на основании ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления в указанной части.
Апелляционным судом рассмотрен и правильно отклонен довод Администрации о том, что действующее законодательство не обязывает распределять накопленные средства индивидуальной защиты по подведомственным органам, а допускает хранить их централизованно, при том, что материалами дела подтверждается наличие 26 698 противогазов (при потребности 25 793), как основанный на неверном толковании норм права, поскольку он противоречит содержанию и смыслу раздела V Положения N 993 "Организация и порядок накопления СИЗ органами местного самоуправления", предусматривающего распределение средств индивидуальной защиты.
Поскольку Администрацией не обеспечено выполнение перечисленных требований, суды пришли к верному выводу о том, что п. 4.2 обоснованно включен в оспариваемое предписание.
Суд апелляционной инстанции верно отклонил довод заявителя о том, что положения нормативно-правовых актов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций не могут быть использованы для обоснования выводов суда, поскольку должны быть применены нормы законодательства в области гражданской обороны. При этом суд правильно указал, что использование положений нормативных правовых актов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в данном деле вызвано тем, что решение органом местного самоуправления вопросов гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеет общую направленность, что следует, в частности, из положений п. 28 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
Ссылка заявителя на решение Октябрьского районного суда по делу N 12-145/13 обоснованно отклонена судами, поскольку в указанном деле постановление мирового судьи о привлечении Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено вышестоящим судом из-за несоответствия постановления требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный суд отклоняет довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно учел то, что законодателем внесены изменения в ст. 8 Закона N 28-ФЗ (Федеральный закон от 02.07.2013 N 158-ФЗ, вступивший в законную силу с 14.07.2013), согласно которым на органы местного самоуправления возложены полномочия по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; по обеспечению своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Названные изменения в Закон N 28-ФЗ закрепили те положения, которые следовали из законодательства, действовавшего на дату проведения проверки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.05.2013 по делу N А71-1441/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационный суд отклоняет довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно учел то, что законодателем внесены изменения в ст. 8 Закона N 28-ФЗ (Федеральный закон от 02.07.2013 N 158-ФЗ, вступивший в законную силу с 14.07.2013), согласно которым на органы местного самоуправления возложены полномочия по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; по обеспечению своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Названные изменения в Закон N 28-ФЗ закрепили те положения, которые следовали из законодательства, действовавшего на дату проведения проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2013 г. N Ф09-13279/13 по делу N А71-1441/2013