Екатеринбург |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А71-15459/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН1021801153010, ИНН 1831078833; далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2013 по делу N А71-15459/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Специальный технологический транспорт" (ОГРН 1021801591954, ИНН 1834028870; далее - общество) - Рожков С.Г. (доверенность от 01.07.2013 N 50), Набоков А.А. (доверенность от 01.07.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения учреждения от 26.12.2012 N 019/035/260-2012 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части суммы неуплаченных страховых взносов в размере 232 339 руб., пеней за неуплату страховых взносов в размере 29 038 руб. 87 коп., штрафа в сумме 46 467 руб. 80 коп.
Решением суда от 12.03.2013 (судья Калинин Е.В.) оспариваемое решение признано незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в части доначисления страховых взносов в сумме, превышающей 198 481 руб., в части начисления пеней на сумму страховых взносов, превышающих 198 481 руб., и в части начисления штрафа в сумме, превышающей 39 696 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд обязал учреждение устранить нарушения прав заявителя.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 производство по настоящему делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А62-1345/12.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) производство по настоящему делу возобновлено. Решение суда отменено в части, резолютивная часть изложена в новой редакции: "Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики N 019/035/260-2012 от 26.10.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Специальный технологический транспорт".
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Учреждение не согласно с выводом суда апелляционной инстанции в части исключения сумм частичной оплаты стоимости путёвок в детский оздоровительный лагерь для детей работников из базы начисления страховых взносов. Заявитель жалобы указывает, что спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, работники организации получали доход в натуральной форме в виде путевок для своего отдыха и отдыха детей. Частичная оплата за счёт средств предприятия стоимости путёвок для детей своих работников в детские оздоровительные лагеря, по мнению учреждения, подлежит включению в объект обложения страховыми взносами как вознаграждение в натуральной форме, произведённое работодателем в пользу своего работника в рамках трудовых отношений.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает на доводы кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В соответствии с подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Суды установили, что учреждение по результатам проведённой выездной проверки по соблюдению обществом Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2010 по 31.11.2011, сделало вывод о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм на частичную оплату путёвок в детские оздоровительные лагеря в пользу своих работников.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что частичная оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, приобретаемых организацией для детей своих работников, связана с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем пришёл к выводу о законности решения учреждения в данной части.
Апелляционный суд исходил из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Суд отметил, что в отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 Трудового кодекса регулирует социально-трудовые отношения; выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Суд апелляционной инстанции заключил, что спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами не являются, включению в базу для начисления страховых взносов не подлежат.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют нормам права и разъяснениям Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
Апелляционным судом учтено, что общество частично за счёт собственных средств компенсировало своим работникам стоимость путевок в детские оздоровительные лагеря для детей. Работники общества оплачивали только часть стоимости путевки. В рассматриваемом случае приобретение путевок (оплата их части) в детские оздоровительные учреждения являлось обязанностью общества, которая вытекает из пунктов 3.2.5, 3.3.1 Соглашения на 2010-2012 годы, заключенного между Правительством Удмуртской Республики, Республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики.
Судом установлено, что постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 утверждено Положение об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике. Указанным Положением установлен порядок возмещения затрат и определения их размера, связанных с проведением оздоровительной компании детей, за счет бюджета Удмуртской Республики. При этом согласно п. 7 Положения - организация оздоровления и отдыха детей осуществляется не только за счет бюджета Удмуртской Республики, но также за счет внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством.
Таким образом, принимая во внимание, что выплаченные обществом в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором работникам суммы на частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование на основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, указанные выплаты не подлежат.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о недействительности оспариваемого решения учреждения от 26.10.2012 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в полном объеме является законным и обоснованным.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по делу N А71-15459/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 утверждено Положение об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике. Указанным Положением установлен порядок возмещения затрат и определения их размера, связанных с проведением оздоровительной компании детей, за счет бюджета Удмуртской Республики. При этом согласно п. 7 Положения - организация оздоровления и отдыха детей осуществляется не только за счет бюджета Удмуртской Республики, но также за счет внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством.
Таким образом, принимая во внимание, что выплаченные обществом в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором работникам суммы на частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование на основании подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, указанные выплаты не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2013 г. N Ф09-13089/13 по делу N А71-15459/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13089/13
20.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5127/2013
20.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5127/13
19.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5127/13
12.03.2013 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-15459/12