Екатеринбург |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А07-16990/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Башкортостанской таможни (ИНН: 0274071518, ОГРН: 1030203919140; далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2014 по делу N А07-16990/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель таможни -Ступникова Л.В. (доверенность от 12.05.2015 N 01-07-48/6329).
Закрытое акционерное общество "Онест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения таможни от 25.07.2014 о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара.
Решением суда от 10.12.2014 (судья Сакаева Л.А.) заявленное требование удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение таможни о корректировке таможенной стоимости товара от 25.07.2014 в части доначисления таможенной стоимости в сумме 246 365 руб. 46 коп. В удовлетворении остальной части требования отказал.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Баканов В.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на
неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Таможенный орган указывает, что первоначально обществом подана декларация на товары N 10401060/270314/0000228, без заявления в графе 31 декларации фактически прибывшей комплектации товара; по результатам фактического осмотра при проведении таможенной экспертизы товаров выявлены расхождения со сведениями, заявленными в декларации на товары N 10401060/270314/0000228 (ранее подана обществом на проверяемую товарную партию, повторно задекларированную по спорной декларации на товары), указывающие на недостоверное декларирование товаров. Позднее, обществом по декларации на товары N 10401060/290414/0000363 осуществлено повторное декларирование ввезенного товара, но уже с учетом сведений, ставших известными заявителю только в результате проведенной таможенной экспертизы, а не из контракта и спецификации на товар, следовательно, данная спецификация от 20.08.2013 N 1 к контракту не может являться надлежащим доказательством для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, поскольку содержит обезличенные сведения (металлические стеллажи без характеристик товара на ассортиментном уровне) и не позволяет удостовериться, что сторонами сделки согласован именно спорный товар.
Заявитель жалобы считает, что по результатам заключения таможенного эксперта от 21.04.2014 N 328/14 спорный товар не соответствует первоначально заявленным сведениям и техническому описанию стеллажей, поскольку представляет собой стеллажные системы 3 (трех) видов, отличающиеся между собой по высоте (3 м, 3,5 м, 4,05 м), комплектации и ширине.
Таможенный орган полагает, что отсутствие в договоре поставки либо в предусмотренных им надлежащим образом оформленных спецификациях качественных характеристик товара свидетельствует о наличии условий и обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что в силу подп. 2 п. 1 ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) исключает применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод N 1).
Заявитель жалобы считает, что судами не учтено, что согласно положениям п. 3 ст. 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные п. 1 ст. 5 Соглашения, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости с ввозимыми товарами не применяется.
Таможенный орган полагает, что судами не учтена недостоверность представленных обществом документов по транспортным расходам, которые приняты судами в качестве надлежащего доказательства, хотя в таможню данные документы не представлены как к таможенному декларированию, так и после дополнительной проверки по запросу таможенного органа.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом и компанией "НК Naomi Trading Limited" (Китай) заключен контракт на покупку оборудования, срок поставки - 225 дней с даты перечисления авансового платежа, по спецификации поставляется "системы стеллажные металлические"; товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации по накладной N 543324031195366 03ТОО391544; оплата товаров произведена в порядке предоплаты согласно заявлению на перевод от 29.08.2013 N 6 на сумму 1000 долларов США, заявлению на перевод от 03.09.2013 N 7 на сумму 6000 долларов США и заявлению на перевод от 16.09.2013 N 11 на сумму 13 627 долларов США, то есть на общую сумму 20 627 долларов США; в таможню представлена декларация на товары N 10401060/270314/0000228, согласно декларации таможенная стоимость определена в сумме 848 197 руб. 79 коп.; декларирование завершено решением таможенного органа об отказе в выпуске товара на основании подп. 3 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Обществом по декларации на товары N 10401060/290414/0000363 осуществлено повторное декларирование ввезенных товаров, осуществлено помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара "системы стеллажные металлические многополочные, исполнены в виде сборных металлических конструкций, предназначенные для стационарной установки, оснащены опорными основаниями для крепления вертикальных стоек к полу; максимальная нагрузка на 1 полку 3000 кг; стеллажи предусмотрены для стационарного крепления к полу в производственном помещении или складе для хранения готовой продукции; не являются торговым оборудованием; не предназначены для установки в торговых залах и не предназначены для самостоятельной установки на пол"; изготовитель: "НК Naomi Trading Limited" (Китай) (код ТН ВЭД ТС 7308909900); таможенная стоимость от имени и по поручению декларанта заявлена таможенным представителем - обществом с ограниченной ответственностью "Транстерминал" методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод N 1) в соответствии со ст. 4 и 5 Соглашения в сумме 861 958 руб. 21 коп.; таможенная стоимость товара по декларации на товары N 10401060/290414/0000363 обоснована декларантом документами, представленными в таможенный орган при первоначальном декларировании ввезенного товара по декларации на товары N 10401060/270314/0000228.
В связи с обнаружением таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товара до его выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в соответствии со ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза должностным лицом таможенного органа принято решение о проведении дополнительной поверки заявленных сведений по таможенной стоимости товара.
Декларанту направлено решение о проведении дополнительной проверки от 29.04.2014 по форме приложения N 2 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, и расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей. В целях подтверждения определения таможенной стоимости товара декларанту указаны выявленные таможенным органом согласно п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров (РК ТС от 20.09.20102 N 376) признаки недостоверности, запрошены документы и сведения и установлен срок их представления - до 27.06.2014; письмами от 05.04.2014 N 55 (вх. Уфимский от 27.04.2014 т/п N 782 ) и от 25.06.2014 N 115 (вх. Уфимский от 25.06.2014 т/п N 1599) дополнительно к предъявленным при подаче деклараций на товар документам и сведениям декларантом представлены пояснения, а также копии документов: дополнение от 25.02.2014 N 2 к внешнеторговому договору, счета-фактуры от 31.03.2014 N 3103166 и N 3103167 за ТЭО, акты выполненных работ по ТЭО от 31.03.2014 N 14761 и N 1462.
По результатам рассмотрения совокупности документов и сведений, представленных при декларировании оцениваемого товара и по мотивированному запросу таможенного органа, установлено, что в документах выражающих содержание сделки имеются расхождения и противоречия между сведениями в коммерческих, транспортных документах, относящихся к одному и тому же товару.
Таможенным органом принято решение от 25.07.2014 N 10401000 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10401060/290414/0000363.
Решением о корректировке таможенным органом применен метод определения таможенной стоимости - 3, таможенная стоимость товаров определена в сумме 1 108 599 руб. 55 коп.
Декларанту предложено в соответствии со ст. 191 Таможенного кодекса Таможенного союза внести изменения и (или) дополнения в декларацию на товары согласно скорректированным сведениям в графы 12 и 45 по скорректированной таможенной стоимости в сумме 1 108 599 руб. 55 коп., в графе 43 (первый раздел) вместо 1 - 3.
Основаниями для корректировки таможенной стоимости в решении таможни указаны следующие обстоятельства: "следуя п. 3, 4 и 7 внешнеторгового контракта от 20.08.2013 N 20082013 (в редакции дополнений от 18.11.2013 N 1 и от 25.02.2013 N 2), декларируемая цена товара 20 627 долларов США, с учетом дат представленных декларантом платежных документов от 29.08.2013 N 6, от 03.09.2013 N 7 и от 16.09.2013 N 11, времени исполнения поставки товаров - ориентировочно март 2014 года (не ранее 28.02.2014) является частичной, а не полной; условия внешнеторгового контракта от 20.08.2013 N 20082013 никак не ограничивают сроки уплаты за товар, то есть в контракте фактически отсутствует обязательство уплаты за товар; без обязательств уплаты подход к товару как к предмету возмездной сделки, что является необходимым условием определения таможенной стоимости товара примененным декларантом (таможенным представителем) методом, по стоимости сделки с ним, на основании данного контракта, необоснован; п. 4.5 внешнеторгового контракта предусмотрено направление продавцом с товаром оригинальных инвойсов; в представленном инвойсе от 20.08.2013 N 20082013 отсутствует подпись продавца; в счете на оплату ТЭО от 28.02.2014 N 841, на основании которого в структуру таможенной стоимости декларантом (таможенным представителем) включены расходы покупателя товара на транспортно-экспедиционное обслуживание до пункта прибытия на таможенную территорию союза Забайкальск, дается ссылка на контракт N 139/13-02 от 30.04.2012. При этом контракт от 30.04.2012 N 139/13-02 декларантом не представлен, а представлен транспортный договор с иными реквизитами: 410/12-03 от 26.03.3012 и приложение от 21.02.2014 N 9 к нему же. Раздел 2 представленного договора транспортной экспедиции от 26.03.2012 N 410/12-03 устанавливает, что перевозка товара осуществляется на основании согласованного поручения экспедитору; представленное поручение экспедитору от 15.02.2014 N 000 не согласовано экспедитором, таким образом, согласно п. 2.4 договора не является действительным исполняемым документом. Очевидно, что документальное подтверждение сделки по международной перевозке не представлено; нормативно установленным перечнем документов (РК ТС от 20.09.2010) предусмотрено, что документальным подтверждением величины включенных в таможенную стоимость транспортных расходов служит счет-фактура, документы по оплате. Задекларированная величина транспортных расходов составила 118 880 руб. 85 коп., в то время как согласно счету-фактуре на ТЭО от 31.03.2014 N 3103166, платежному поручению от 21.03.2014 N 103 и акту выполненных работ от 31.03.2014 N 1461 величина расходов на ТЭО по маршруту Guangzhou (Китай) - ж/д станция Забайкальск, подлежащих включению в таможенную стоимость, составляет большую величину - 119 156 руб. 73 коп.; указанное при декларировании товара по декларации на товары N 10401060/290413/0000363 описание товара (графа 31 декларации на товары) не соответствует описанию, данному в письме от 03.04.2014 продавца-производителя товара "НК Naomi Trading Limited", результата фактического контроля, проведенного при предшествующем декларировании товара по декларации на товары N 104060/270314/0000228 и зафиксированного в акте таможенного досмотра N 1040160/010414/000085, заключению таможенного эксперта от 21.04.2014 N 328/14".
Таким образом, таможенным органом установлено, что предоставленные декларантом документы и сведения не устраняют всех признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, не могут служить подтверждением заявленной таможенной стоимости товара, в связи с чем на основании п. 4 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товара.
Письмом от 29.01.2014 обществу предложено внести изменения в документы.
В силу ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза декларанту предлагается определить таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10401060/290414/0000363, на основании имеющейся в таможенном органе информации.
Полагая, что решение таможни от 25.07.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10401060/290414/0000363, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что у таможенного органа не имелось оснований для вывода об отсутствии оснований для применения 1 метода; расхождение в размере транспортных расходов вызваны различием в курсе доллара, следовательно, таможенная стоимость товаров подлежала корректировке на сумму 275 руб. 88 коп.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Пунктом 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, - таможенным органом (п. 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании п. 2 Порядка таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 названного Соглашения, при выполнении, в том числе условия, что продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1); метод по стоимости сделки с идентичными товарами (2); метод по стоимости сделки с однородными товарами (3); метод вычитания (4); метод сложения (5); резервный метод (6).
Таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять контроль таможенной стоимости товаров (ст. 66 Таможенного кодекса Таможенного союза), по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 67 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку (ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании п. 3 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза при наличии признаков недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товаров декларант по требованию таможенного органа обязан представить объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара, в том числе путем представления документов и сведений.
В силу п. 4 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в п. 1 названной статьи, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза Приложением 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров установлен перечень документов, который декларант обязан представить по запросу таможенного органа или представить объяснения о невозможности их представления.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96, признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Пунктом 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что в соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
При оспаривании решения таможенный орган обязан подтвердить законность принятых им выводов.
Судами установлено, что при декларировании товара заявитель представил в таможню все необходимые документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, содержание сделки, ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты товаров; по контракту общая стоимость поставляемого товара составляет 20 627 долларов США, данная сумма была уплачена, товар поставлен в срок; вывод о том, что уплаченная цена является частичной и в контракте отсутствует обязательство оплаты, не соответствует фактическим обстоятельствам, нет доказательств согласования цены в большем размере; согласно ст. 4 Соглашения декларант был вправе определить таможенную стоимость товара методом по стоимости сделки с ним; отсутствие подписи продавца в инвойсе от 20.08.2013 не свидетельствует о том, что данный документ не является оригиналом, так как по представленным объяснениям правилами делового оборота Китая в документе проставляется только печать компании; между обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Глобал Контейнер Лоджистикс" заключены два договора от 30.04.2012 N 139/13-02 (экспорт) и N 410/12-03 (импорт), в счете на оплату
допущена техническая ошибка, не влияющая на содержание договора, на поручении имеются подпись и печать экспедитора; описание товара при декларировании по декларации на товары N 10401060/290413/0000363 соответствует заключению таможенного эксперта от 21.04.2014 N 328/14 и описанию товара, предусмотренному контрактом и данному производителем товара; в п. 5 оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости товара таможенным органом указано, что задекларированная величина транспортных расходов составила 118 880 руб. 85 коп., в то время как согласно счету-фактуре на ТЭО от 31.03.2014 N 3103166, платежному поручению от 21.03.2014 N 103 и акту выполненных работ от 31.03.2014 N 1461 величина расходов на ТЭО по маршруту Guangzhou (Китай) - ж/д станция Забайкальск, подлежащих включению в таможенную стоимость, составляет большую величину - 119 156 руб. 73 коп.; указанное обстоятельство следует из материалов дела и обществом не оспаривается, так как в расчете декларации на товары N 10401060/290413/0000363 таможенным брокером был применен курс доллара США на момент подачи декларации, тогда как фактически заявителем был использован курс доллара США на момент оплаты платежного поручения, таким образом, с учетом представленных документов, таможенная стоимость товаров подлежала корректировке на сумму 275 руб. 88 коп.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что у таможенного органа не имелось оснований для вывода об отсутствии оснований для применения 1 метода определения таможенной стоимости, так как представленные документы позволяли определить таможенную стоимость товаров по ст. 4 Соглашения, отсюда таможенная стоимость товаров подлежала корректировке на сумму 275 руб. 88 коп. В остальной части корректировка таможенной стоимости произведена таможенным органом необоснованно.
Доводы таможенного органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2014 по делу N А07-16990/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л.Гавриленко |
Судьи |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.