Екатеринбург |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А60-33992/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2014 по делу N А60-33992/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Нижнетуринский комбинат древесных плит" - Рослякова В.В. (директор, решение от 02.10.2012), Попов С.В. (доверенность от 17.04.2015).
До начала судебного заседания от Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр", поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Нижнетуринский комбинат древесных плит" (далее - общество "Нижнетуринский КДП") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по непринятию решения о предоставлении в аренду обществу лесного участка кадастровый (условный) номер 66:17:0000000:89 с учетными номерами частей с/162 по/169, общей площадью 125,2 га, расположенного: Свердловская область, г. Нижняя Тура, ГКУ СО "Верхотурское лесничество", Нижнетуринское участковое лесничество, Нижнетуринский участок в кварталах N 105 (выделы 16,17,19,21, 22, 27), N 106 (выделы 27-30, 40, 42-44), N 107 (выделы 22, 23, 29, 30, 37, 38, 40-42), N 125 (выделы 6-9, 15-23, 25, 26, 30, 31), N 126 (выделы 28, 32-34, 63, 68), N 128 (выделы 1-3, 6-16, 18, 19), N 129 (выделы 1,2) с целью заготовки древесины, обязании Департамента вынести решение о предоставлении в аренду обществу "Нижнетуринский КДП" лесного участка кадастровый (условный) номер 66:17:0000000:89 с учетными номерами частей с/162 по/169, общей площадью 125,2 га расположенного: Свердловская область, г. Нижняя Тура, ГКУ СО "Верхотурское лесничество", Нижнетуринское участковое лесничество, Нижнетуринский участок в кварталах N 105 (выделы 16,17,19, 21, 22,27), N 106 (выделы 27-30, 40, 42-44), N 107 (выделы 22, 23, 29, 30, 37, 38, 40-42), N 125 (выделы 6-9, 15-23, 25, 26, 30, 31), N 126 (выделы 28, 32-34, 63, 68), N 128 (выделы 1-3, 6-16, 18, 19), N 129 (выделы 1,2) (далее - спорный лесной участок) с целью заготовки древесины (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2014 (судья Абдрахманова Е.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебным актом, Департамент обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, неправильное применение ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п. 29 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 N 69), нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора. Заявитель полагает, что оснований для удовлетворения требований общества "Нижнетуринский КДП" у судов не имелось, поскольку нарушений действующего законодательств в сфере использования лесов Департаментом не допущено. Требование о предоставлении проекта освоения лесов обусловлено необходимостью соблюдения принципов разумности и обоснованности вырубки лесных насаждений на лесном участке, переданном в аренду для переработки древесины. По мнению заявителя, поскольку целью заключения договора аренды для переработки древесины и иных лесных ресурсов является размещение на арендованном участке объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды того же лесного участка с целью заготовки древесины на основании ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации обществу "Нижнетуринский КДП" следовало представить документы в обоснование площади лесного участка, подлежащего вырубке, так как вырубка лесных насаждений в данном случае носит ограниченный характер и должна производиться в той мере, в какой это необходимо для достижения заявленного вида использования. Судами дана неверная оценка доводам Департамента о необходимости разработки проекта освоения лесов в развитие именно договора аренды от 21.11.2013 N 805, заключенного для самостоятельного вида (способа) использования лесов - переработка древесины и иных лесных ресурсов, а также не принято во внимание, что согласно Проекту освоения лесов по спорному договору, разработанному обществом "Нижнетуринский КДП", площадь под занимаемые объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры составляет не 125,2 га, а 82,0 га. Кроме того, по мнению заявителя, обществом "Нижнетуринский КДП" не доказан факт бездействия Департамента, в материалах дела имеются достаточные доказательства совершения уполномоченным органом необходимых действий по предоставлению своевременных ответов обществу. Департамент считает, что в нарушение разъяснений п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд необоснованно возложил на Департамент обязанность по выдаче положительного решения обществу, тем самым предрешив существо подлежащего к вынесению решения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании протокола аукциона от 25.09.2013 N 24 между обществом "Нижнетуринский КДП" (арендатор) и Департаментом (арендодатель) 10.10.2013 заключен договор аренды лесного участка для переработки древесины и иных лесных ресурсов N 805, в соответствии с условиями которого обществу "Нижнетуринский КДП" предоставлен спорный лесной участок.
Арендная плата по результатам аукциона составляет 3 784 500 руб. в год.
Вышеуказанный договор заключен с целью организации высокотехнологичного комплекса по глубокой переработке древесины объемом 810 тыс. куб. м.
В соответствии с п.п. "б" п. 11 договора аренды лесного участка Арендатор имеет право:
- осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады, и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что условиями данного договора не предусмотрена вырубка лесных насаждений в целях создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для переработки древесины и иных лесных ресурсов на арендованном лесном участке, общество "Нижнетуринский КДП" 02.12.2013 обратилось с письмом к Департаменту, в котором просило, ссылаясь на п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, заключить дополнительное соглашение с целью заготовки древесины, к договору аренды лесного участка от 10.10.2013 N 805.
Письмом от 31.12.2013 Департамент сообщил о необходимости подготовки заявления, оформленного в соответствии с п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" (далее - Приказ Рослесхоза от 26.07.2011 N 319) с приложением документов определенных п. 21 указанного Приказа, после чего Департаментом будет рассмотрена возможность предоставления лесного участка в аренду для заготовки древесины для переработки древесины и иных лесных ресурсов, создания лесоперерабатывающей инфраструктуры в границах предполагаемого размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Письмом 14.01.2014 общество "Нижнетуринский КДП" на основании п. 3 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации обратилось к Департаменту с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 10.10.2013 N 805 с целью заготовки древесины.
Департамент в письме от 30.01.2014 N 24-01-/2/564 сообщил о необходимости подготовки проектной документации по лесному участку.
Общество "Нижнетуринский КДП" с сопроводительным письмом от 20.02.2014 представило в Департамент проектную документацию по формированию лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, включенных в границы спорного лесного участка.
Письмом от 30.04.2014 обществом "Нижнетуринский КДП" вновь направлено заявление о заключении соглашения с целью заготовки древесины.
Департамент в письме от 15.05.2014 N 24-01-82/3261 указал, что необходимо представить проект размещения планируемых объектов, утвержденный в установленном законом порядке.
В ответ на обращение общества "Нижнетуринский КДП" от 28.05.2014 Департамент, письмом от 06.06.2014, сообщил, что договор аренды с целью заготовки древесины будет заключен после проведения экспертизы проекта освоения лесов для использования в целях переработки древесины.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации 17.07.2014 общество "Нижнетуринский КДП" повторно обратилось к Департаменту с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду с целью заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации, без проведения аукциона, оформленного в соответствии с п. 20 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 и приложением документов определенных п. 21 вышеуказанного Приказа Рослесхоза.
Письмом от 30.07.2014 Департамент в ответ на заявление пояснил, что порядок, в котором может быть заключен договор аренды с целью заготовки древесины, разъяснен в письме от 06.06.2014 N 24-01-82/3933.
Общество "Нижнетуринский КДП" полагая, что Департаментом допущено незаконное бездействие в виде непринятия решения по вопросу предоставления лесного участка в аренду, чем нарушены его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для непринятия решения по вопросу заключения договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины в порядке, предусмотренном ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
На основании п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 названного Кодекса.
В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Кодекса.
При этом согласно ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 25 и ч. 1 ст. 72 названного Кодекса для использования лесов в виде переработки древесины и иных лесных ресурсов арендодатель предоставляет арендатору лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды лесного участка.
Согласно п. 3 ст. 74 данного Кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных п. 3 названной статьи.
В частности, не требуется проведение процедуры аукциона при заключении договора аренды с целью заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 18 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 5 настоящего Порядка.
Согласно п. 20 Порядка в заявлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты;
б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
К заявлению прилагаются следующие документы:
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);
документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя).
Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица;
сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе;
сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов);
сведения о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (п. 21 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319).
В соответствии с п. 23 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. Основания для принятия решения об отказе также указаны в названном пункте.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора аренды от 10.10.2013 N 805 спорный лесной участок предоставлен обществу "Нижнетуринский КДП" с целью создания высокотехнологичного комплекса по глубокой переработке древесины, для чего требуется произвести вырубку лесных насаждений. Данный вид целевого использования спорного лесного участка условиями договора не предусмотрен.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды лесного участка от 10.10.2013 N 805, установив, что обществом "Нижнетуринский КДП" в полном объеме соблюдены порядок и форма заключения договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины, суды пришли к верному выводу о том, что не принятие Департаментом в установленный срок решения по вопросу заключения договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины с обществом "Нижнетуринский КДП" нарушает права и законные интересы заявителя.
Приняв во внимание, что обществом в адрес Департамента направлялись предположительные схемы размещения производства, обоснование площади, необходимой для вырубки, суды правомерно удовлетворили требования общества "Нижнетуринский КДП".
Поскольку предметом оспаривания по настоящему делу является бездействие заинтересованного лица, которое выражается не в отсутствии рассмотрения заявления общества как такового, а в непринятии решения о предоставлении лесного участка в аренду; возражения заинтересованного лица со ссылкой на обстоятельства, которые, по его мнению, препятствовали принятию такого решения, были рассмотрены судом и получили соответствующую правовую оценку, доводы Департамента о необходимости представления заявителем проекта освоения лесов и невозможности принятия соответствующего решения в его отсутствие судом отклонены; ни одного из оснований для отказа в предоставлении в аренду лесного участка, предусмотренных п. 23 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, заинтересованным лицом не приведено и доказательств в их подтверждение не представлено, суды правомерно обязали Департамент в порядке устранения нарушения прав и законных интересов заявителя принять решение о предоставлении ему в аренду лесного участка с целью заготовки древесины. С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы о выходе судов за пределы заявленных требований, о предрешении существа решения, которое должно быть принято, не состоятельны и отклоняются судом кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2014 по делу N А60-33992/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ст. 74 данного Кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных п. 3 названной статьи.
В частности, не требуется проведение процедуры аукциона при заключении договора аренды с целью заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 18 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 5 настоящего Порядка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2015 г. N Ф09-3075/15 по делу N А60-33992/2014