Екатеринбург |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А60-12647/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Ященок Т. П., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ГУ-Свердловское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) (далее - ГУ СРО ФСС, фонд; ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12647/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Невьянский машиностроительный завод - Нефтегазовое оборудование" (далее - общество; ИНН 6621016082, ОГРН 1096621000398) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 17.01.2013 N 437 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части п. 2 резолютивной части решения и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 29.05.2013 (судья Окулова В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ СРО ФСС просит судебные акты отменить и вынести новое решение, ссылаясь на то, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) производится в рамках трудовых отношений и, независимо от источников финансирования такой выплаты, подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой было вынесено решение от 17.01.2013 N 437, где установлено, что в нарушение ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы, оплаченные плательщиком страховых взносов в 2011 г. работникам дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за детьми-инвалидами, отнесены к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в соответствующей части, суды исходили из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 с. 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В ст. 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Оценив назначение спорных выплат, суды пришли к правильному выводу, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10).
С учетом изложенного, поскольку спорные выплаты не являются стимулирующими, либо вознаграждением, либо элементами оплаты труда, то они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Ссылки фонда на то, что суд апелляционной инстанции на стр.5 своего постановления указывает не на Фонд социального страхования РФ, а на Пенсионный фонд РФ, на Федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования судом кассационной инстанции как основание для отмены судебных актов не принимается, т.к. не влияет на правильность выводов об отсутствии оснований для доначисления обществу страховых взносов.
По тем же основаниям отклоняется и довод жалобы о необоснованном применении судом апелляционной инстанции в данном споре толкования норм права, данных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 6341/11.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12647/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив назначение спорных выплат, суды пришли к правильному выводу, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10).
...
Ссылки фонда на то, что суд апелляционной инстанции на стр.5 своего постановления указывает не на Фонд социального страхования РФ, а на Пенсионный фонд РФ, на Федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования судом кассационной инстанции как основание для отмены судебных актов не принимается, т.к. не влияет на правильность выводов об отсутствии оснований для доначисления обществу страховых взносов.
По тем же основаниям отклоняется и довод жалобы о необоснованном применении судом апелляционной инстанции в данном споре толкования норм права, данных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 6341/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2013 г. N Ф09-12164/13 по делу N А60-12647/2013