Екатеринбург |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А50-6208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин, ответчик) и открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Уральского филиала (далее - Общество, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2013 по делу N А50-6208/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Общества - Пашинина А.В. (доверенность от 27.06.2013 б/н).
Представители Минфина, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Минфину, представляемого Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю, о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 70 425 руб. 80 коп.
Решением суда от 01.07.2013 (судья Власова О.Г.) с ответчика за счёт средств казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 65 853 руб. 20 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 (резолютивная часть от 04.09.2013; судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам. По мнению ответчика суды не учли, что в настоящее время льготы по бесплатному проезду льготных категорий граждан отсутствуют; национальным законодательством льготы заменены на ежемесячные выплаты; истцом не доказана противоправность действий (бездействий) ответчика; в деле отсутствуют доказательства размера убытков; суды неправомерно не приняли во внимание п. 8 Соглашения от 12.03.1993 "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее - Соглашение).
Не согласившись с названными решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований в сумме 4572 руб. 60 коп., Общество также обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на неправильное толкование судами положений абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как следует из материалов дела, в период с апреля 2010 года по ноябрь 2011 год во исполнение Соглашения Общество предоставило льготы при проезде железнодорожным транспортом.
По расчету истца за указанный период неполученная стоимость льготных перевозок составила 70 425 руб. 80 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исходили из того, что наличие и размер понесенных истцом убытков подтверждены материалами дела. В связи с неисполнением федеральным законодателем обязанности по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных в соответствии с международным договором, возмещение указанных убытков должно производиться за счет казны Российской Федерации. При этом суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в размер убытков суммы налога на добавленную стоимость.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В силу Соглашения инвалидам Великой Отечественной войны 1 и 2 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется один раз в год (туда и обратно) право бесплатного проезда по железной дороге на территории государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Этим же Соглашением транспортные организации обязывались обеспечивать названной категории граждан льготные условия обслуживания, независимо от места проживания граждан.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов, указанных в вышеназванной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" устанавливает, что расходы, связанные с реализацией названного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 790 ГК РФ, где установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, как верно отметили суды, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением, является федеральный бюджет, государство не отменяло и не приостанавливало действие данного Соглашения.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Минфин является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 указанная льгота для российских граждан отменена. Между тем прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением.
Согласно ст. 5 указанного Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
В силу п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
С учетом изложенного, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением.
В силу ч. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 ГК РФ).
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).
Основанием для приобретения льготного проездного билета в Соглашении указывались удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые должны предъявляться в железнодорожную кассу (п. 7).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах, категории льготы, номере удостоверения, маршруте, по которому предоставлен льготный проезд, дате поездки, стоимости проезда и т.д.
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Судами установлен факт предоставления Обществом льгот, что подтверждается купонами кассира и отрывными талонами в отношении граждан, которым был предоставлен льготный проезд железнодорожным транспортом на территории России, данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов, реестром АСУ "Экспресс".
При этом, как правильно указали суды, документы, свидетельствующие о соответствующей компенсации указанных льгот из федерального бюджета, Минфином не представлены.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Следовательно, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы для расчета НДС не учитываются (абз. 3 п. 2 названной статьи).
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
Судами на основании материалов дела установлено, что сумма убытков истца, подлежащих возмещению за исключением суммы НДС, составила 65 853 руб. 20 коп. Данных свидетельствующих о неправомерности расчета убытков в деле не содержится.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 65 853 руб. 20 коп.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы Минфина и Общества, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2013 по делу N А50-6208/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Уральского филиала - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах, категории льготы, номере удостоверения, маршруте, по которому предоставлен льготный проезд, дате поездки, стоимости проезда и т.д.
...
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2013 г. N Ф09-13345/13 по делу N А50-6208/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13345/13
09.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9704/13
04.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9704/13
01.07.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6208/13