Екатеринбург |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А50П-236/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вемол" (ИНН 5933700306, ОГРН 1025902152231; далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 13.06.2013 по делу N А50П-236/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя общества. Ходатайство судом удовлетворено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением к Пермскому краю, 16 Отделу надзорной деятельности по Верещагинскому и Сивинскому муниципальным районам Пермскому краю о признании незаконным и отмене постановления (далее - административный орган) от 02.04.2013 N 25 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 150 100 руб., и представления от 02.04.2013.
Решением суда от 13.06.2013 (судья Данилов А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Осипова С.П., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что административным органом не доказано событие вменённого обществу административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В представленном отзыве на кассационную жалобу административный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 15.01.2013 по 11.02.2013 административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в принадлежащих ему административном задании, гараже, производственном здании, складском здании, результаты которой оформлены актами проверки от 11.02.2013 N 4, N 5, N 6, N 7.
В ходе проверки административным органом установлены факты нарушения обществом требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством, а именно:
по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса:
выход на кровлю из лестничной клетки через противопожарный люк не 2-го типа в административном здании (деревянный обшит железом) (требуется сертифицированный пределом огнестойкости не ниже ЕГ 30) (п. 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
отсутствуют ограждения на кровле административного здания (п. 8.11 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей зазор шириной в плане в свету менее 75 мм в административном здании (п. 8.9 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
предел огнестойкости строительных конструкций перекрытия менее REI 45 в здании гаража (не защищенные металлические конструкции) (таблицы 4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
стропила и обрешетка чердачного покрытия не подвергнуты огнезащитной обработке огнезащитным составом в производственном здании (раздел 2 п. 10.1 МДС 21-1.98 "Предотвращение распространения пожара", пособие к СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
предел огнестойкости строительных конструкций перекрытия менее REI 45 (деревянные балки в помещении начальника цеха основного производства) (таблица 4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
руководитель организации не обеспечила наличие на дверях помещений складского здания обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390);
предел огнестойкости строительных конструкций перекрытия складского здания менее REI 45 (металлические балки) (таблица 4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса:
установлена штепсельная розетка в складском помещении здания склада (п. 348 Правил N 390);
помещения в здании склада не оборудованы знаками пожарной безопасности (не обозначены места размещения огнетушителей, в том числе знаком "не загромождать") (п. 1.1 НПБ 160-97 Нормы пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования");
по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса:
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в административном здании (п. 33 Правил N 390;
двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из административного здания (внутренние двери выхода наружу из контрольно-пропускного пункта к воротам) (п. 34 Правил N 390);
на путях эвакуации допускается применение материалов (дерево) с более высокой пожарной опасностью, чем: Г2. В2. ДЗ. ТЗ или Г2. ВЗ. Д2. Т2 - для отделки стен в фойе у выхода наружу из контрольно пропускного пункта к воротам и в тамбуре главного входа в административном здании (п. 6.25* СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений");
двери лестничных клеток не оборудованы устройствами самозакрывания в административном здании (п. 6.18* СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений");
в лестничных клетках допускается размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающее из плоскости стен, на высоте менее 2.2 м от поверхности проступей и площадки лестницы в административном здании (п. 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией при пожаре на 2-м и 3-м этаже административного здания (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 5.1. Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях");
отсутствует автоматическая пожарная сигнализация на 2-м и 3-м этаже административного здания (п. 4 Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
руководитель организации не организовала не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем установки пожарной сигнализации с оформлением соответствующего акта проверки в помещении хранения техники в здании гаража (п. 61 Правил N 390);
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией при пожаре в подсобных помещениях в здании гаража (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 5.1. Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях");
отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в подсобных помещениях и помещении хранения легковых автомобилей в здании гаража (п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (внутренние двери выхода из коридора производственного помещения в помещение приема молока с северной стороны) в производственном здании (п. 34 Правил N 390);
лестница в кабинет начальника цеха основного производства пределом огнестойкостя менее R 60 (металлическая с деревянными ступенями) в производственном здании (таблица 4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
высота эвакуационного выхода менее 1,9 м. (фактически 1,8 м) из кабинета начальника цеха основного производства в производственном здании (п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
высота эвакуационного выхода менее 1,9 м (фактически 1,8 м) из кабинета механика ремонтно-механического цеха в производственном здании (п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
высота эвакуационного выхода менее 1.9 м (фактически 1,8 м) из вспомогательного помещения ремонтно-механического цеха в производственном здании (п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
ширина эвакуационного выхода менее 0,8 м (фактически 0,57 м) из кабинета механика ремонтно-механического цеха в производственном здании (п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
ширина эвакуационного выхода менее 0,8 м (фактически 0,72 м) из вспомогательного помещения ремонтно-механического цеха в производственном здании (п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
лестничная клетка не имеет двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах в производственном здании (выход из коридора производственных помещений в лестничную клетку в восточной части здания) (п. 6.18 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности на стенах коридоров и лестничной клетки в производственном здании (п. 33 Правил N 390);
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией при пожаре в производственном здании (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 5.1. Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях");
отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в производственном здании (п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из складского здания (внутренние двери выхода наружу) (п. 34 Правил N 390);
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности в складском здании (п. 33 Правил N 390);
отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в складском здании (п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией").
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протоколов об административных правонарушениях от 19.03.2013 N 25, N 26, N 28, N 29, N 32, N 34, N 36, N 38 и от 19.03.2013 N 40 и принятия постановления от 02.04.2013 N 25 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1. 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая незаконным принятие оспариваемого постановления, общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о доказанности административным органом наличия в действиях общества составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Статьей 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Часть 1 упомянутой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса и ч. 3 - 8 данной статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса.
Часть 4 ст. 20.4 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям ст. 20.4 Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390).
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке.
Суды установили, что адреса мест проведения проверки (места обнаружения вмененных правонарушений) соответствуют адресам места нахождения объектов общества, и правильно заключили, что общество является субъектом вмененного ему правонарушения, как лицо уполномоченное владеть и пользоваться помещениями, в обязанности которого входит, в том числе соблюдение требования пожарной безопасности.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Правилами N 390 и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества составов правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований Правил пожарной безопасности материалы дела не содержат.
Кроме того, судами установлено, что при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган не допустил нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности.
Судами установлено также, что спорная проверка общества в отношении объектов административное здание, гараж, производственное здание, складское здание проведена на законных основаниях, грубых нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества в обжалуемой части.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы о том, что СНиП 21-01-97* не применим к спорным правоотношениям, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с п. 1.1 данного СНиПа, настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. При этом время ввода в эксплуатацию здания или сооружения правового значения при применении данного акта не имеет, поскольку требования, изложенные в СНиП 21-01-97*, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
Иные доводы общества, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебных актов в остальной части суд кассационной инстанции также не усматривает, поскольку доводы, касающиеся исследования судом вопроса о законности представления от 02.04.2013, в кассационной жалобе общества отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 13.06.2013 по делу N А50П-236/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вемол" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Правилами N 390 и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества составов правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Судами установлено также, что спорная проверка общества в отношении объектов административное здание, гараж, производственное здание, складское здание проведена на законных основаниях, грубых нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф09-11357/13 по делу N А50П-236/2013