Екатеринбург |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А60-10859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Громовой Л.В., Васильченко Н.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" (далее - предприятие "Газовое хозяйство") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2013 по делу N А60-10859/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Газовое хозяйство" - Машканцев А.Ю. (доверенность от 01.10.2013);
муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (далее - предприятие "Тепловые сети города Новая Ляля") - Кузнецов Д.С. (доверенность от 09.01.2013).
Предприятие "Тепловые сети города Новая Ляля" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к предприятию "Газовое хозяйство" о взыскании 3 329 298 руб. 70 коп., в том числе 3 329 190 руб. 01 коп. задолженности за поставку природного газа, 108 руб. 69 коп. задолженности по договору аренды от 31.12.2010 N 86.
В судебное заседание 03.06.2013 от истца поступило ходатайство об отказе от иска в части требований о взыскании с ответчика 108 руб. 69 коп. задолженности по договору аренды.
Решением суда от 10.06.2013 (судья Ефимов Д.В.) исковые требования удовлетворены. С предприятия "Газовое хозяйство" в пользу предприятия "Тепловые сети города Новая Ляля" взыскано 3 329 190 руб. 01 коп. С предприятия "Газовое хозяйство" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 39 645 руб. 59 коп. Производство по делу в части требования о взыскании 108 руб. 69 коп. прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (судьи Назарова В.Ю., Лихачева А.Н., Шварц Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Газовое хозяйство" просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам дела. По мнению заявителя, истцом не доказан факт поставки в спорный период газа на объекты ответчика. Кассатор указывает на то, что истцом при расчете необоснованно применены цены на газ в размере, определенном путем увеличения установленной уполномоченным государственным органом регулируемой оптовой цены на газ на 12% с учетом фактической калорийности в соответствии с договором от 30.10.2009 N 4-1116/10.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Тепловые сети города Новая Ляля" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 30.10.2009 между закрытым акционерным обществом "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (поставщик), закрытым акционерным обществом "ГАЗЭКС" (ГРО) и предприятием "Тепловые сети города Новая Ляля" (покупатель) заключен договор на поставку газа N 4-1116/10, согласно которому поставщик обязуется поставить, ГРО протранспортировать по местным газораспределительным сетям, а покупатель принять и оплатить газ и услуги по транспортировке газа в период и лимитах, указанных в приложении N 1 к договору.
Согласно п. 5.1 договора исполнение договора в части оплаты газа, поставляемого Покупателю на коммунально-бытовые нужды, производится Покупателем за фактически отобранные объемы газа в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, по цене, определяемой как сумма установленных уполномоченным государственным органом регулируемых оптовой цены на газ, пересчитанной с учетом фактической калорийности в соответствии с п. 5.6.1. договора, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
После проведения реорганизации предприятие "Тепловые сети города Новая Ляля" путем выделения из него предприятия "Газовое хозяйство" в январе 2010 г. в соответствии с постановлением Главы Новолялинского городского округа от 16.03.2010 N 150, разделительным балансом предприятия "Тепловые сети города Новая Ляля" на 11.01.2010, отчетом по основным средствам, переходящим предприятию "Газовое хозяйство" после реорганизации на 11.01.2010, последнему переданы Модульная водогрейная котельная установка (пл. 73.8 кв. м пер. Клубный, 8а), инв. N 00000058, Центральная котельная микрорайона "Южный" (пл. 1031.7 кв. м ул. Заводская, д. 16), инв. N 00000057, Газовая блочная котельная ГБК (пл. 67,3, ул. Уральская, 76), инв. N 00000056, здание котельной п. Южного (пл. 4362 кв. м, ул. Заводская, д. 14), инв. N 00000029, Здание котельной ЦРБ (ул. Р.Люксембург, 79) инв. N 00000004.
Во исполнение условий договора на поставку газа от 30.10.2009 N 4-1116/10 закрытое акционерное общество "Уралсевергаз - независимая газовая компания" поставило газ в период с марта по май 2010 г. на общую сумму 3 963 974 руб. 82 коп., что подтверждено актами о количестве поданного и протранспортированного газа, товарными накладными за период с 31.03.2010 по 31.05.2010.
Ответчиком оплата произведена частично в сумме 634 784 руб. 81 коп. путем заключения актов зачета взаимной задолженности за период с октября 2010 г. по февраль 2011 г., в связи с чем возникла задолженность в сумме 3 329 190 руб. 01 коп.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии от 14.01.2013 N 78, от 15.03.2013 N 113 с требованием оплатить задолженность, которые оставлены без ответа.
Ссылаясь на то, что газ в период с марта по май 2010 г. по договору на поставку газа от 30.10.2009 N 4-1116/10 поставлялся на котельные, переданные предприятию "Газовое хозяйство" в связи с реорганизацией, обязанность по оплате газа в сумме 3 329 190 руб. 01 коп. в добровольном порядке не исполнена, предприятие "Тепловые сети города Новая Ляля" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что факт поставки газа в котельные ответчика, его объем и стоимость подтверждены истцом, доказательств оплаты задолженности в сумме 3 329 190 руб. 01 коп. не представлено.
Правоотношения по поставке газа через присоединенную сеть регулируются Федеральнымзаконом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами в сфере газоснабжения, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации".
Согласноч. 1 ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа иправилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федеральногозакона.
Согласност. 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ) на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
В соответствии сп. 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162(далее - Правила поставки газа), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданскогокодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящихПравил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиямпараграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом из положенийп. 5 Правил поставки газа следует, что договор поставки газа должен соответствовать требованиямпараграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации; положения указанногопараграфа не применяются только в случае, если они противоречат закону или иным нормативно-правовым актам, устанавливающим иное правовое регулирование отношений по поставке газа.
Согласноп. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силуп. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что факт поставки газа в спорный период, его объем подтверждены актами приема-передачи газа, счетами-фактурами, которыми оформлялась поставка газа ответчику и предоставление услуг по его транспортировке от 30.04.2010, 31.05.2010, 31.03.2010, актами зачета взаимной задолженности, актами по оказанию услуг по транспортировке газа, подписанными между истцом и ответчиком без возражений и замечаний (за спорный период), при этом доказательств поставки ответчику газа в ином объеме, либо доказательств того, что газ ему поставлен не был, ответчиком в дело не представлено.
Судами установлено, что объекты, на которые в спорный период поставлялся газ, находились на балансе ответчика и использовались последним для его нужд, оснований для вывода о том, что объекты, поименованные в актах и счетах-фактурах, являются иными объектами, чем те, которые переданы ответчику на основании разделительного баланса при реорганизации, не имеется.
Доводы кассатора о недоказанности истцом факта передачи газа на объекты, принадлежащие ответчику, сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленныест. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о необоснованном применении при расчете цены газа тарифов на поставку газа (2329 руб. 68 коп. и 2540 руб. 96 коп.) были надлежащим образом исследованы судами и отклонены в связи со лседующим.
Согласноп. 1, 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и(или) органами местного самоуправления.
Статьей 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В соответствии сп. 29 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласноп. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению; специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
В силуп. 11 постановления N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
Судами установлено, что истцом поставлен ответчику газ по тем же ценам (2329 руб. 68 коп. и 2540 руб. 96 коп. за 1 тыс. куб.), по которым он поставлялся истцу закрытым акционерным обществом "Уралсевергаз" согласно договору от 30.10.2009 N 4/1116/10.
Суды проанализировав условия указанного договора, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, пришла к выводу о том, что данные цены не являются произвольными, поскольку рассчитаны исходя из действовавших тарифов в спорном периоде: 2329 руб. 68 коп. - цена для коммунально-бытовых нужд, 2540 руб. 96 коп. - цена на нужды промышленного потребления.
Цена газа 2329 руб. 68 коп. рассчитана в соответствии с п. 5.1. договора от 30.10.2009 N 4-1116/10.
Согласноп. 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемой оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установлены приказами ФСТ РФ от 18.12.2009 N 440-э2, от 07.12.2009 N 360-э/13.
Согласно приложению N 3 к Приказу ФСТ от 18.12.2009 N 440-э/2 предельные минимальные оптовые цены на газ с 01.01.2010 для Свердловской области установлены на уровне 2257 руб. за 1 тыс. куб. м.
В соответствии с п. 5.6.1 договора цена газа за 1 тыс. куб. м. с учетом фактической калорийности рассчитывается по формуле: Ц факт (регулируемая оптовая цена, после перерасчета с учетом фактической калорийности газа) = Цd (регулируемая оптовая цена установленная уполномоченным органом по договору, о чем указано ранее и составляет 2257 руб. за 1 тыс. куб. м) x QФ (фактическая теплота сгорания природного газа, величина указана в счетах-фактурах и товарных накладных, в актах о количестве поданного и протранспортированного газа, составляет 7941 ккал/куб. м): 7900. При этом, согласноПриказу ФСТ от 07.12.2009 N 360-э/13 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Свердловской области" в спорном периоде плата за снабженческо-сбытовые услуги в соответствии с дифференцированным по группам потребителей размером платы за снабженческо-сбытовые услуги составила 60 руб. 97 коп. за 1 тыс. куб. м.
Таким образом, с учетом платы за снабженческо-сбытовые услуги, конечная цена газа, поставляемого на коммунально-бытовые нужды, обоснованно указана в размере 2329 руб. 68 коп. за 1 тыс. куб. м.
Цена газа 2540 руб. 96 коп. за 1 тыс. куб. м на нужды промышленного потребления рассчитана с учетом п. 5.2. договора N 4-1116/10 от 30.10.2009, как величина на 12% превышающая установленную уполномоченным государственным органом регулируемую оптовую цену на газ, пересчитанную с учетом фактической калорийности в соответствии с п. 5.6.1. договора 2268, 71 x 1,12 = 2540 руб. 96 коп.
Выше изложенные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка; оснований для иного истолкования условий договора у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясьст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2013 по делу N А60-10859/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобуМУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Л.В. Громова Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласноп. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению; специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
В силуп. 11 постановления N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
...
Согласноп. 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемой оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установлены приказами ФСТ РФ от 18.12.2009 N 440-э2, от 07.12.2009 N 360-э/13."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2013 г. N Ф09-13268/13 по делу N А60-10859/2013