Екатеринбург |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А60-16685/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2013 по делу N А60-16685/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Первый медицинский центр" (ОГРН 1056601229255, ИНН 6623021345; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказа от части заявленных требований) о признании недействительным решения фонда от 03.04.2013 N 94 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов, пеней и штрафов на сумму не начисленных страховых взносов на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в размере 183 120 руб. 93 коп., а именно: в части доначисления страховых взносов в сумме 5310 руб. 51 коп., пеней в сумме 247 руб. 59 коп. и штрафа в сумме 1062 руб. 10 коп. поч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Решением суда от 22.07.2013 (судья Киреев П.Н.) прекращено производство по делу в части требований заявителя о признании недействительным оспариваемого решения учреждения в части доначисления страховых взносов, пеней и штрафов на сумму непринятых к зачету расходов в размере 3207 руб. 40 коп., а также на сумму 32 630 руб. 24 коп., образовавшуюся в результате счетной ошибки, а именно: в части доначисления страховых взносов в общей сумме 1039 руб. 31 коп., в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 207 руб. 87 коп.
В остальной части заявленные требования удовлетворены; решение фонда от 03.04.2013 N 94 в оспариваемой части признано недействительным. Суд также обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; взыскал с учреждения в пользу общества 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В обоснование жалобы фонд указывает на то, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами не соответствует понятию компенсационных выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Учреждение полагает, что спорные выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку являются элементом оплаты труда - гарантией, выплачиваемой в соответствии со ст. 164, 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), на которую рассчитывает работник при заключении трудового договора. Фонд также считает необоснованной ссылку судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 6341/11, которое, по мнению учреждения, неприменимо к рассматриваемым правоотношениям.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении общества выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, оформленной актом от 11.03.2013 N 94, фондом вынесено решение от 03.04.2013 N 94 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу, в частности доначислены: недоимка по страховым взносам в сумме 5310 руб. 51 коп. за 2011, 2012 гг., пени в сумме 247 руб. 59 коп., штраф в сумме 1062 руб. 10 коп. поч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Основанием для привлечения общества к ответственности, начисления указанных сумм страховых взносов и пеней послужили выводы фонда о том, что обществом, в нарушение ст. 7, 9 Закона N 212-ФЗ при определении базы для начисления страховых взносов исключены выплаты, производимые работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений, а именно: суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса.
Не согласившись с решением фонда в указанной выше части, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав выводы об отсутствии у фонда правовых оснований для доначисления обществу спорных сумм страховых взносов, пеней и штрафа, поскольку посчитали, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами не является объектом обложения страховыми взносами, удовлетворили заявленные обществом требования, признав решение учреждения в оспариваемой части недействительным.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласноч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный федеральныйзакон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силуподп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии сч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных вподп. "а " и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным вп. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных вподп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласноч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных вподп. "а " и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренныхч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных вст. 9 названного Закона.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Как отмечено выше, основанием для доначисления обществу недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа явился вывод фонда о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Фонд пришел к выводу о том, что спорная оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику, производится в рамках трудовых отношений и независимо от источников финансирования такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Признавая ошибочность указанных выводов фонда, суды правомерно исходили из следующего.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии сп. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основаниип. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии сост. 262 Трудового кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов").
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).
Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 рассматриваемого Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату 4-х дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, правильно применив названные выше правовые нормы, суды обоснованно указали на то, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены обществом в базу для исчисления страховых взносов, что исключает начисление спорных сумм страховых взносов, пеней и штрафа.
С учетом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
В связи с удовлетворением заявления общества, расходы, понесенные заявителем на оплату государственной пошлины, в соответствии сч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно взысканы с учреждения как со стороны по делу.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию учреждения по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положенийст. 7, 9 Закона N 212-ФЗ и вышеуказанных норм Трудового кодекса, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления апелляционного суда не выявлено.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2013 по делу N А60-16685/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 рассматриваемого Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату 4-х дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
...
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию учреждения по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положенийст. 7, 9 Закона N 212-ФЗ и вышеуказанных норм Трудового кодекса, в связи с чем подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2013 г. N Ф09-13733/13 по делу N А60-16685/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10645/13