Екатеринбург |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А50-3441/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Ф едерации (далее - ответчик, заявитель) на решение арбитражного суда Пермского края от 14.06.2013 по делу N А50-3441/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 221.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Администрация г. Перми (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края о взыскании убытков в размере 1 035 471,52 руб.
Определением суда от 29.03.2013 по ходатайству истца ненадлежащий ответчик заменен надлежащим - Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, заявитель).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края, Пермский край в лице Министерства строительства и архитектуры Пермского края.
Решением суда от 14.06.2013 (судья Фомина Н.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные акты, в удовлетворении иска отказать. Считает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком. Полагает, что истец не доказал того, что его убытки возникли по вине ответчика, а не по вине Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, который получает субвенции на целевое финансирование данных расходов. Считает, что вина ответчика как обязательный элемент наступления гражданской ответственности пост. 1069 ГК РФ отсутствует.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Перми от 26.12.2011 на администрацию возложена обязанность предоставить Замалетдинову Р.И. на него и его опекуна Плотникову Л.Р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах г. Перми, общей площадью не менее 25,2 кв.м. Замалетдинов Р.И. - инвалид детства по психическому заболеванию с клиническим диагнозом, входящим вПеречень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, с 20.03.1990 состоит на жилищном учете в администрации.
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 19.03.2012 указанное решение оставлено без изменения.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 07.09.2012 в связи с отсутствием у администрации свободных жилых помещений, пригодных для проживания и соответствующих требованиям суда, изменен способ исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 26.12.2011, с администрации в пользу Замалетдинова Р.И. взыскана стоимость данного жилого помещения, эквивалентная 1 035 471 руб. 52 коп.
Во исполнение решения суда истцом Замалетдинову Р.И. перечислены денежные средства по платежному поручению от 29.11.2012 N 365867 в сумме 1 035 471,52 руб.
Полагая, что в результате исполнения решения суда муниципальному образованию г. Пермь причинены убытки, администрация обратилась в арбитражный суд с иском об их возмещении за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
В соответствии состатьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных вПеречне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди прямо закреплено положениями пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Как следует изчасти 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии состатьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положениями статей 135 -138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Изпункта 3 статьи 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной вопределении 17.12.2009 N 1563-О-О, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 ипункт 3 части 2 статьи 50 ).
В целях реализации указанных мер социальной поддержки в Пермском крае принят Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п (далее - Порядок).
Порядок предусматривает предоставление мер социальной поддержки инвалидам в форме субсидий (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения, путем выдачи жилищного сертификата по письменному заявлению гражданина.
Порядок не препятствует указанным в нем категориям граждан требовать предоставления жилого помещения на основании норм жилищного законодательства.
Судами установлено, что Замалетдинов Р.И. не обращался в соответствующий орган для получения жилищного сертификата, следовательно, эквивалентная стоимости жилья сумма не была и не могла быть учтена при заключении соглашений, предусмотренныхп. 5.4 Порядка, что влечет невозможность получения этой суммы местным бюджетом через субъект РФ посредством субвенций из федерального бюджета. Иного порядка получения денежных средств местным бюджетом не предусмотрено.
Установив, что денежные средства выделены на основании решения суда общей юрисдикции, право граждан на получение бесплатного жилья провозглашено федеральным законом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что расходные обязательства возникли именно у Российской Федерации.
Судами также отмечено, что право требования возмещения от Российской Федерации расходов по предоставлению не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что администрация исполнила обязанность по предоставлению денежных средств, эквивалентных стоимости жилого помещения, в размере 1 035 471,52 руб. нуждающейся семье, имеющей инвалида, страдающего тяжелой формой заболевания, внесенного вПеречень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об обоснованности требований истца о взыскании убытков в сумме 1 035 471,52 руб. за счет средств казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Доказательств предоставления спорной суммы денежных средств муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета ответчиком не представлено.
Судами также учтено, что обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Пермского края от 14.06.2013 по делу N А50-3441/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 221.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Ф едерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Г.В. Анненкова Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениямистатей 135 -138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Изпункта 3 статьи 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
...
Суды установили, что администрация исполнила обязанность по предоставлению денежных средств, эквивалентных стоимости жилого помещения, в размере 1 035 471,52 руб. нуждающейся семье, имеющей инвалида, страдающего тяжелой формой заболевания, внесенного вПеречень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2013 г. N Ф09-13023/13 по делу N А50-3441/2013