Екатеринбург |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А34-5373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганский завод химического машиностроения" (ОГРН 1024500510055, ИНН 4501030490; далее - общество, заявитель, страхователь) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2013 по делу N А34-5373/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Кузнецова О.В. (доверенность от 01.04.2013 N 868-Д-5);
государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) - Николаева М.В. (доверенность от 09.01.2013 N 04-15/04/11).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения учреждения от 16.10.2012 N 32 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 18.02.2013 (судья Губанова Е.И.) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение фонда признано недействительным в части доначисления страховых взносов на сумму среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми - инвалидами, а также соответствующих сумм пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 (судьи Тимохин О.Б., Ю.А. Кузнецов, Малышева И.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований относительно доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов на суммы, выплаченные работникам-донорам, работникам, проходившим военные сборы, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части, отмечая неправильное применение (толкование) судами норм материального права, в частности ст. 170, 186 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что выплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим выходные дни, начислены не в связи с выполнениями ими трудовых обязанностей, являются дополнительными выплатами, мерами социальной поддержки, следовательно, не облагаются страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Общество также считает, что выплаты в пользу работников за время исполнения ими государственной обязанности (призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе) не связаны с выполнением работником трудовой функции, являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса), Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), соответственно, указанные выплаты в силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
По мнению учреждения, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований в части доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафов по эпизодам, связанным с невключением страхователем в базу для начисления страховых взносов сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха, за время призыва работников на военные сборы. Учреждение просит оставить кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении общества выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, оформленной актом от 11.09.2012 N 1120128015 с/с, фондом вынесено оспариваемое решение от 16.10.2012 N 32, которым обществу доначислены страховые взносы, пени и штрафные санкции.
Основанием для привлечения общества к ответственности, начисления страховых взносов и пеней послужили выводы фонда о том, что обществом, в нарушение Закона N 212-ФЗ, при определении базы для начисления страховых взносов исключены выплаты, производимые работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений, а именно: суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса; суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни сдачи крови, и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса; суммы среднего заработка, начисленные работникам за период прохождения военных сборов. Всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 16 816 руб. 90 коп. за 2011 год.
Общество, полагая, что указанное решение фонда является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования частично. Суд пришел к выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами, осуществляемая в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса, не облагается страховыми взносами, что исключает начисление обществу недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из необходимости включения выплат, производимых работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также работникам в период прохождения ими военных сборов, в базу для начисления страховых взносов.
Апелляционный суд поддержал данные выводы суда первой инстанции.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с кассационной жалобой.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в части доводов, указанных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в обжалуемой части.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силуподп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и"б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным вп. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных вподп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральнымизаконами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных вподп. "а" и"б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2011 году общество своим работникам предоставляло дни отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов с сохранением среднего заработка за предоставленный день. Выплаты донорам за дни сдачи крови заявителем не включены в базу для начисления страховых взносов в размере 495 068 руб. 67 коп., что явилось основанием для доначисления фондом страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа.
Пунктом 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) предусмотрено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включается в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 данного федерального закона.
Согласно положениямст. 186 Трудового кодекса работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Впостановлении от 13.09.2011 N 4922/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложил толкование понятия "средний заработок", примененного в ст. 186 Трудового кодекса.
Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии сост. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, принимая во внимание, что спорная сумма выплачена обществом работникам-донорам, находящимся в трудовых отношениях, при этом спорные выплаты не подпадают под виды выплат, на которые страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются, с учетом правовой позиции, изложенной впостановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, следует признать обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у общества правовых оснований для невключения выплат, производимых работникам-донорам, в облагаемую базу по страховым взносам, уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела судами также установлено, что основанием для доначисления обществу недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа явился вывод фонда о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
Исследовав и оценив по правилам, определенным ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность выводов фонда о том, что спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии сост. 170 Трудового кодекса работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализациейЗакона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласноп. 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина военных сборов, в определенном ст. 9 Закона N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указан, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке,
Такой вывод является правильным, соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1354/2012.
На основании вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества о признании недействительным оспариваемого решения фонда в части доначисления страховых взносов, пеней и штрафов в отношении сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работниками на время нахождения работающих гражданин на военных сборах, а также сумм, выплаченных работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха.
Фактические обстоятельства дела судам первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства об обязательном социальном страховании.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2013 по делу N А34-5373/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганский завод химического машиностроения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализациейЗакона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласноп. 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина военных сборов, в определенном ст. 9 Закона N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указан, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке,"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф09-13977/13 по делу N А34-5373/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3215/14
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13977/13
24.09.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3044/13
18.02.2013 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-5373/12