Екатеринбург |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А60-13824/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кольцовской таможни на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2013 по делу N А60-13824/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Аксиал" (далее - общество) - Дорогин Ю.В. (доверенность от 26.03.2013);
таможни - Башун Н.В. (доверенность от 09.01.2013 N 06-55/2).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Кольцовской таможне Уральского таможенного управления ФТС РФ (далее - заявитель, таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении льготы по НДС в отношении задекларированных товаров, и обязании возвратить излишне уплаченную сумму НДС в размере 65 795 руб. 77 коп., а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. и расходов по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.06.2013 (судья Воронин С.П.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Таможня ссылается на то, что линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием, которые помимо коррекции зрения обладают также функцией защиты от солнечного света, относятся к кодам по ОКП 948300, 948500 и должны облагаться НДС в общеустановленном порядке. Кроме того, заявитель полагает, что взысканная судами сумма на оплату услуг представителя является чрезмерной и необоснованной, при этом ссылается на то, что рассматриваемый в рамках настоящего дела спор не относится к категории сложных.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеэкономического контракта от 20.05.2011 N 02/2011, заключенного с компанией "Омега Оптикс, с.р.о." (Чешская Республика), общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации линзы очковые для коррекции зрения с пониженным светопропусканием, обработанные с обеих сторон, код товара по ТН ВЭД 9001504100.
В целях таможенного оформления обществом поданы декларации на товары N 10508010/080812/0009117, 10508010/140812/0009346, 10508010/220812/0009702, 10508010/300812/0010086, 10508010/040912/0010308, 10508010/120912/0010711, 10508010/180912/0010985, 10508010/270912/0011431, 10508010/091012/0012054, 10508010/021212/0011708, 10508010/161012/0012353, 10508010/231012/0012689, 10508010/071112/0013431, 10508010/201112/0014074, 0508010/301112/0014647, 10508010/051212/0014892, 10508010/141212//0015388, 10508010/181212/0015548, 10508010/281212/0016209, 10508010/110113/0000222, 10508010/060213/0001513, 10508010/130113/0001875, 10508010200213/0002193.
Указанный товар выпущен таможенным органом с уплатой таможенных платежей, в том числе НДС по налоговой ставке 18% в размере 65 795 руб. 77 коп. НДС уплачен обществом в полном размере.
Общество 21.01.2013 и от 27.02.2013 обращалось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС в указанной сумме.
Письмами N 13-28/0391 и N 13-28/1329 от 06.03.2013 в возврате НДС обществу отказано.
Полагая, что действия таможни по отказу в предоставлении льготы по НДС являются незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что действия таможенного органа по отказу в предоставлении льготы по НДС на ввезенные обществом линзы являются незаконными. При этом суды исходили из того, что весь класс линз для коррекции (код по ОКП 948000), включающий в себя, в том числе, и линзы с кодами ОКП 948300, 948500, освобожден от уплаты НДС.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 150 и подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240 утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС.
Согласно указанному перечню не подлежат обложению НДС линзы для коррекции зрения (код ОКП 948000).
Введением к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 установлено, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX ХХ00), на четвертой - подгруппы (XX ХХХ0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
В соответствии с ОКП подкласс линз для коррекции зрения (код по ОКП 948000) содержит перечень группировок основного классификационного деления (группы линз для коррекции зрения), в том числе - линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием (коды по ОКП 948400, 948410, 948420, 948430, 948440, 948450, 948460, 948470, 948480, 948490, 948500, 948510, 948520, 948530, 948540, 948550, 948560, 948570, 948580, 948590, 948750, 948760, 948770, 948780, 948790).
Суды установили, что при таможенном декларировании обществом предоставлены регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития N ФСЗ 2011/08900 и N 2011/08901 от 27.01.2011, согласно которым линзы очковые для коррекции зрения из неорганического стекла и полимерного материала окрашенные в массе: однофокальные, бифокальные, стигматические, астигматические и асферические классифицированы по кодам ОКП 948300 и 948500.
Поскольку указанные линзы относятся к классу ОКП 948000 "линзы для коррекции зрения" и являются его составной частью, суды пришли к обоснованному выводу о том, что этот товар в силу п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240 освобождается от обложения НДС.
Суды также отметили, что факт наличия у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной функции) по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для коррекции зрения.
Таким образом, установив, что общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара, суды правомерно обязали таможню возвратить обществу излишне уплаченные денежные средства.
В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся к судебным издержкам (ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 разъяснено, что лицо, требующее возмещение расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя обществом представлен договор об оказании юридических услуг от 26.03.2013 N 15/к, заключенный с индивидуальным предпринимателем Дорогиным Ю.В., который представлял интересы общества по настоящему делу в суде. В соответствии с п. 5 договора стоимость услуг исполнителя по договору составила 15 000 руб. В подтверждение факта оплаты оказанных услуг представлено платежное поручение от 27.03.2013 N 230 на оплату юридических услуг по договору от 26.03.2013 N 15/к в размере 15 000 руб.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в подтверждение понесенных расходов документы, принимая во внимание фактический объем оказанных услуг в конкретном деле, категорию спора, руководствуясь принципами разумности пределов взыскания судебных расходов и соблюдения баланса интересов, учитывая, что таможней не представлено доказательств того, что оплата юридических услуг в сумме 15 000 руб. является чрезмерной, суды пришли к выводу об обоснованности требований в заявленной сумме.
Оснований для переоценки выводов судов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2013 по делу N А60-13824/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Кольцовской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
По мнению таможенного органа, линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием, которые помимо коррекции зрения обладают также функцией защиты от солнечного света, относятся к кодам по ОКП 948300, 948500, и их ввоз должен облагаться НДС в общеустановленном порядке.
Суд с позицией таможни не согласился.
Во исполнение внешнеэкономического контракта общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации линзы очковые для коррекции зрения с пониженным светопропусканием, обработанные с обеих сторон, код товара по ТН ВЭД 9001504100.
В целях таможенного оформления обществом поданы декларации и уплачены таможенные платежи. Товар был выпущен таможней.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. Таможня ответила отказом.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240 весь класс линз для коррекции (код по ОКП 948000), включающий в себя, в том числе, и линзы с кодами ОКП 948300, 948500, освобожден от уплаты НДС.
При таможенном оформлении обществом предоставлены регистрационные удостоверения, выданные органом здравоохранения, которыми подтверждается, что линзы классифицированы по кодам ОКП 948300 и 948500.
Факт наличия у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной функции) по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для коррекции зрения.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что общество вправе было воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию РФ.
Таким образом, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы таможни.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2013 г. N Ф09-13693/13 по делу N А60-13824/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13693/13
13.10.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9537/13
26.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13693/13
12.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9537/13
24.06.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-13824/13