Екатеринбург |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А71-4139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Поротниковой Е. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Удмуртской республики Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2013 по делу N А71-4139/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители гаражно-строительного кооператива "Энергия" - Лебедев Н.Д. (председатель, протокол от 28.01.2012 N 12), Ходырев П.М. (доверенность от 01.04.2013).
В Федеральный арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство управления о приобщении к материалам дела копий документов по административному делу, а именно: акта проверки от 12.02.2013 N 25, предписания N 67/1/1-24, фотоматериалов проверки, технического паспорта, экспликации, журнала учета огнетушителей, определений суда первой инстанции от 07.05.2013 и от 10.06.2013, отпускного удостоверения Иванова М.Г., распоряжения от 01.02.2013 N 25, предписания 25/1/1-20. Ходатайство судом отклонено, поскольку по правилам главы 7 и главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся оценки доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, разрешаются арбитражным судом в ходе рассмотрения арбитражного дела по существу. После выяснения обстоятельств и исследования доказательств по делу рассмотрение дела по существу завершается вынесением окончательного судебного акта. В силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся исследования и оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
Гаражно-строительный кооператив "Энергия" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Удмуртской республики Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - управление, административный орган) от 12.02.2013 N 25/1/1-20 об устранений нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда от 18.07.2013 (судья Валиева З.Ш.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела. Управление ссылается на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения при принятии судебного акта, выразившиеся в не приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных документов в связи с отсутствием ходатайства об их приобщении. По мнению управления, указанные действия суда повлекли неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для принятия законного судебного акта. Управление указывает на невозможность представления названных документов в суд первой инстанции по причине неучастия должностного лица в судебных заседаниях, связанного с нахождением последнего в ежегодном отпуске.
Кроме того, управление полагает, что оспариваемое предписание является законным, вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кооператив представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) федеральный государственный пожарный надзор представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В силу п. 1 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Положение), федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Согласно п.п. "е" п. 9 Положения государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных названной статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности; 2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; 3) поступление в орган государственного пожарного надзора: сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности; обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара; 4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент), при исполнении государственных функций Министерство, в числе прочего, руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Согласно абз. 3 и 4 п. 25 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в числе прочего следующие административные процедуры: проведение проверок; оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам.
В соответствии с п. 26 Административного регламента выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных абзацем третьим и четвертым п. 25 Административного регламента, заканчивается, в числе прочего, составлением и вручением органом государственного пожарного надзора акта проверки, выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Нормами ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок организации проверки. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пунктов 1, 5, 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) является основным элементом государственного контроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, то есть требованиям, установленным настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14, ч. 1, 3 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится при наличии к тому названных в ч. 3 ст. 9 или ч. 2 ст. 10 названного Закона, оснований по распоряжению или приказу руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) поименованным в данном распоряжении или приказе должностным лицом с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований проводившее проверку должностное лицо в пределах его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений, которое прилагается к акту проверки.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При рассмотрении обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций исследовано приложенное к заявлению оспариваемое предписание, из содержания которого следует, что административным органом была проведена внеплановая выездная проверка в отношении кооператива во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору N 25 от 01.02.2013. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки от 12.02.2013 N 25.
Определением суда первой инстанции от 07.05.2013 о принятии к производству заявления кооператива об оспаривании предписания от 12.02.2013 N 25/1/1-20, а также определением о назначении дела к судебному разбирательству от 10.06.2013, административному органу было предложено представить материалы проверочных мероприятий, послуживших основанием для вынесения оспариваемого предписания. Вместе с тем, требования определений суда органом пожарного надзора не исполнены, материалы проверки суду не представлены.
Учитывая, что в материалах дела отсутствовали какие-либо доказательства, в том числе, распоряжение, акт, свидетельствующие о вынесении оспариваемого предписания по результатам проверки кооператива, содержащиеся в предписании сведения о вынесении его в целях устранения выявленных при проведении внеплановой выездной проверки нарушений, не нашли подтверждения в материалах дела, а доказательств проведения административным органом проверки в порядке, установленном законодательством, суду не представлено, суд первой инстанции не установил оснований для проведения в отношении кооператива проверочных мероприятий и пришел к выводу о том, что оснований для выдачи предписания у административного органа не имелось.
Обжалуя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, управление представило материалы проверочных мероприятий в суд апелляционной инстанции и указало, что данные документы не были представлены в суд первой инстанции по причине отсутствия сотрудника, в чьем ведомстве находился проверенный объект защиты, в судебных заседаниях, связанного с нахождением его очередном ежегодном отпуске.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанные документы не подлежат приобщению к материалам дела в связи с отсутствием ходатайства об их приобщении и не обосновании невозможности их представления заинтересованным лицом в суд первой инстанции в силу ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принят во внимание довод кооператива о преюдициальном значении для настоящего дела решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 03.07.2013 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А71-1834/2013 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о незаконности предписания управления от 12.02.2013 N 25/1/1-20.
Таким образом, учитывая, что административным органом в нарушение положений ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены суду доказательства, свидетельствующие о законности вынесенного предписания, а также принимая во внимание преюдициальное значение вступивших в законную силу судебных актов, суды правомерно признали предписание управления от 12.02.2013 N 25/1/1-20 недействительным и удовлетворили заявленные требования кооператива.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2013 по делу N А71-4139/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Удмуртской республики Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14, ч. 1, 3 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится при наличии к тому названных в ч. 3 ст. 9 или ч. 2 ст. 10 названного Закона, оснований по распоряжению или приказу руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) поименованным в данном распоряжении или приказе должностным лицом с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований проводившее проверку должностное лицо в пределах его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений, которое прилагается к акту проверки.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 декабря 2013 г. N Ф09-13989/13 по делу N А71-4139/2013