Екатеринбург |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А60-14980/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Вербенко Т. Л., Громовой Л. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (далее - общество УК "Богдановичская"; ИНН: 6633017027, ОГРН: 1106633000715) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 по делу N А60-14980/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества УК "Богдановичская" - Леванов А.Г. (доверенность от 09.01.2014), Назаренко Е.А.(доверенность от 01.01.2014);
муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (далее - предприятие "Богдановичские тепловые сети"; ИНН: 6633016986, ОГРН: 1106633000660) - Тихомирова В.С. (доверенность от 11.03.2013).
Предприятие "Богдановичские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу УК "Богдановичская" о взыскании 20 483 184 руб. 72 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, горячего водоснабжения, образовавшейся за период с января по март 2013 года (с учетом неоднократно заявленного истцом и принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения размера исковых требований).
Решением суда от 26.07.2013 (судья Комлева О.В.) исковые требования удовлетворены частично, с общества УК "Богдановичская" в пользу предприятия "Богдановичские тепловые сети" взыскано 13 346 054 руб. 72 коп. основного долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 апелляционная жалоба общества УК "Богдановичская" возвращена заявителю по п. 3 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество УК "Богдановичская" просит решение суда от 26.07.2013 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального права. По мнению заявителя, в расчетах за поставленные энергоресурсы истцу следовало применять тарифы, утвержденные постановлением Главы городского округа Богданович N 446 от 22.02.2013 для граждан с учетом предельного индекса цен на тепловую энергию. При этом заявитель указывает на то, что в настоящее время у управляющей организации не имеется возможности для получения компенсации межтарифной разницы за счет средств соответствующего уровня, следовательно, в результате отказа в уменьшении стоимости требований на разность, возникшую в результате применения предельного индекса роста, то есть в связи с межтарифной разницей, объем обязательств управляющей организации перед поставщиком окажется существенно выше, чем объем обязательств граждан (населения) перед управляющей организацией, что противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях N 1597/08, 525/09. Кроме того, заявитель полагает, что судом первой инстанции ошибочно признан правомерным зачет ряда платежей в счет погашения задолженности за предшествующий исковой период.
Предприятие "Богдановичские тепловые сети" в письменном отзыве на кассационную жалобу указало на необходимость возврата кассационной жалобы заявителю на основании п. 5 ч. 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между предприятием "Богдановичские тепловые сети" (энергоснабжающая организация) и обществом УК "Богдановичская" (абонент) заключен договор поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для систем теплоснабжения от 01.01.2011 N 1-ю, в соответствии с которым энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства поставлять абоненту до границ балансовой принадлежности тепловых сетей тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и производить подготовку производственной воды, а абонент обязался принять и оплатить тепловую энергию и подготовку производственной воды для нужд систем теплоснабжения (п. 1.1-1.2 договора).
Во исполнение условий вышеназванного договора истец в период с января по март 2013 года отпустил на объекты ответчика тепловую энергию на нужды отопления и выставил на оплату счета-фактуры на общую сумму 36 017 745 руб. 65 коп.
Кроме этого, в спорный период истец в отсутствии заключенного письменного договора оказал ответчику услуги горячего водоснабжения. На оплату предъявлены счета на общую сумму 3 931 377 руб. 10 коп.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по оплате горячего водоснабжения, тепловой энергии и теплоносителя составила 20 483 184 руб. 72 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Ненадлежащее исполнение обществом УК "Богдановичская" обязанности по оплате поставленных энергоресурсов послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта поставки на объекты ответчика тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. Применив тариф в размере 1287,21 руб./Гкал (с учетом НДС), утвержденный для истца постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК, суд принял расчет истца, выполненный с учетом доводов ответчика о необходимости применения норматива, исходя из 1/12 годового норматива (0,0213 Гкал на 1 кв.м в месяц), и исключения объемов теплоносителя.
Отклоняя довод ответчика о необходимости применения истцом при расчете стоимости тепловой энергии тарифа для граждан, с учетом положений постановления Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года", суд указал на то, что при определении объема обязательств управляющих организаций - исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.
Между тем с указанным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом тепловой энергии на нужды отопления, горячего водоснабжения в спорный период на объекты ответчика последним не оспаривается.
Согласно абз. 7 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Общество УК "Богдановичская" как организация, управляющая многоквартирными домами, является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных домах, а предприятие "Богдановичские тепловые сети" - ресурсоснабжающей организацией.
Наличие обязанности по оплате стоимости поставленных в многоквартирные дома энергоресурсов ответчик не оспаривает.
Разногласия у сторон возникли, в том числе относительно применения тарифов на тепловую энергию на нужды отопления.
Истец при определении стоимости тепловой энергии и теплоносителя применял утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК тарифы на тепловую энергию на 2013 год в размере 1287,21 руб./Гкал (с учетом НДС).
По мнению ответчика, стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, необходимо определять в соответствии с постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы за коммунальные услуги и реализации предусмотренного в Основах формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, принципа доступности для граждан совокупной платы за все потребленные коммунальные услуги, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются предельные индексы.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", принятым в соответствии со ст. 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 - 2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, РЭК Свердловской области предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Кроме того, названным указом обращено внимание Глав муниципальных образований Свердловской области на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ, постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК, а также в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги сверх утвержденного предельного индекса в городском округе Богданович в первом полугодии 2013 года Главой городского округа Богданович принято постановление от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Указанное постановление Главы городского округа Богданович на момент рассмотрения спора не отменено, в установленном порядке недействительным не признано.
В силу абз. 6 п. 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, при расчетах за потребленную тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Учитывая, что управляющая организация выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку ответчик приобретал тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению, стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежит определению на основании размеров платы, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Учитывая изложенное, при новом рассмотрении суду необходимо руководствоваться постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Ссылка на Закон Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги" не может быть принята судом кассационной инстанции, в связи с отсутствием порядка и механизма реализации норм указанного закона в спорный период.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, исследовать обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Довод предприятия "Богдановичские тепловые сети" о необходимости возвращения кассационной жалобы общества УК "Богдановичская" на основании п. 5 ч. 1 ст. 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду того, что решение суда от 26.07.2013 не было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащий ч. 1 ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что вступившие в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено названным Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Руководствуясь ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 по делу N А60-14980/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
Т.Л.Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2014 г. N Ф09-11393/13 по делу N А60-14980/2013
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11393/13
18.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11393/13
24.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11393/13
09.09.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11285/13
26.07.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-14980/13