Екатеринбург |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А71-12527/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - военный комиссариат, ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2015 по делу N А71-12527/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к военному комиссариату о взыскании 36 848 руб. расходов, образовавшихся в результате установки надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны.
Решением суда от 14.01.2015 (судья Лиуконен М.В.) иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 36 848 руб. долга, а также 10 000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (судьи Кощеева М.Н., Гребенкина Н.А., Муталлиева И.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела. Заявитель указывает на то, что ему в нарушение положений п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее - Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих) не была представлена справка о месте захоронения участника Великой Отечественной войны Черкашиной Анны Георгиевны, что является основанием для отказа в возмещении соответствующих расходов. Кроме того, по мнению военного комиссариата, в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников" не подлежит возмещению предъявленная ко взысканию сумма расходов на стоимость обкладки могилы мраморной плиткой.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом "Обелиск" и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, были заключены договоры подряда, по условиям которых общество "Обелиск" обязалось изготовить, доставить и установить за счет собственных средств надгробные памятники.
Черкашина Анна Георгиевна являлась участником Великой Отечественной воны, что подтверждается орденской книжкой Д N 003251, удостоверением серии Б N 980029.
Согласно свидетельству о смерти II-НИ N 380219 Черкашина А.Г. умерла 19.11.1992, захоронена на кладбище "Южное", участок N 4 (справка о захоронении от 04.08.2014).
Истцом и заказчиком Касимовой Т.А. 29.05.2014 заключен договор подряда N 33, согласно условиям которого общество "Обелиск" приняло на себя обязательства по изготовлению и установке надгробного памятника Черкашиной А.Г.
Стоимость изготовления и установки памятника составила 28 200 руб. Согласно акту выполненных работ от 21.05.2014 N 29 памятник установлен 21.07.2014 на кладбище "Южное" г. Ижевска.
На основании договора цессии от 29.05.2014 N 43 заказчик Касимова Т.А. уступила обществу "Обелиск" право требования возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника к военному комиссариату.
Указанные документы представлены военному комиссариату с заявлением о возмещении названных расходов 05.08.2014.
Военный комиссариат оплату не произвел, требуя предоставления дополнительных документов (письмо от 02.09.2014 N п/5713).
Сухов Александр Иванович участвовал в войне с Финляндией с января 1940 по февраль 1940, что подтверждается военным билетом серии НЮ N 2268365
Согласно свидетельству о смерти II-НИ N 351515 Сухов А.И. умер 04.05.1991, захоронен на Хохряковском кладбище, могила N 8.
Истцом и заказчиком Суховой Л.А. 15.06.2011 заключен договор подряда N 39, в соответствии с условиями которого общество "Обелиск" приняло на себя обязательства по изготовлению и установке надгробного памятника Сухову А.И.
Стоимость изготовления и установки памятника составила 28 100 руб. Согласно акту приемки выполненных работ памятник установлен 10.07.2014 на Хохряковском кладбище г. Ижевска.
На основании договора цессии от 15.06.2014 N 49 заказчик Сухова Л.А. уступила обществу "Обелиск" право требования возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника к военному комиссариату.
Военный комиссариат произвел частичную оплату расходов в размере 19 350 руб.
Полагая, что военный комиссариат необоснованно уклоняется от оплаты расходов на изготовление и установку памятников участникам военных действий, общество "Обелиск" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проанализировав положения ст. 5, 6 Федерального закона N 8-ФЗ, суды пришли в правомерному выводу о том, что лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может заявить требование о возмещении понесенных им расходов. Нормы действующего законодательства не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Согласно п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
На основании п. 36 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 данного Порядка.
В силу п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 названного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что истцом понесены расходы на изготовление и установку надгробных памятников, изготовленных для увековечивания памяти участников военных действий по поручению родственников данных военнослужащих. Данные расходы подлежат возмещению военным комиссариатом с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих по каждому надгробному памятнику.
С учетом этого и принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников вышеназванным умершим участникам боевых действий, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы военного комиссариата о непредставлении ему справки о месте захоронения Черкашиной А.Г., а также о том, что обкладка мраморной плитой могилы Сухова А.И. не подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2015 по делу N А71-12527/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.