Екатеринбург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А71-5662/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010; далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2013 по делу N А71-5662/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Аквафонд" (ИНН 1841012310, ОГРН 1101841004418; далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 25.04.2013 N 01903513РК001188 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2013 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования удовлетворить.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013(судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. В обоснование законности оспариваемого решения учреждение указывает на ненадлежащее исполнение обществом обязанности по перерасчёту страховых взносов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В дополнении к кассационной жалобе учреждение указывает, что в случае если по итогам отчётного (расчётного) периода организацией, находящейся на упрощённой системе налогообложения, условие о доле доходов (ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации) не выполняется, то указанная организация лишается права применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчётного периода, в котором допущено такое несоответствие. Доначисленная сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Учреждением проведена камеральная проверка представленного обществом уточненного расчета за полугодие 2012 г., в ходе которой установлено, что в результате подачи уточнённых расчётов база для начисления страховых взносов за указанный период увеличена, страховые взносы не уплачены, а при невыполнении условия, предусмотренного пп. 1 п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, общество должно уплатить пени. Учреждением принято решение от 25.04.2013 о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 78 404 руб. 45 коп., ему начислены пени в сумме 33 735 руб. 80 коп., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 633 977 руб. 13 коп.
Частью 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода (2011 - 2027 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы предоставляют в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Частью 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Суды установили, что общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в I, II кварталах 2012 г. - пониженный тариф. По итогам 2012 г. общество утратило право на применение пониженного тарифа, в связи с чем представило уточнённый расчет РСВ-1 за полугодие 2012 г. с указанием кода тарифа 01, тогда как в первоначальном расчете код тарифа указан 04.
Учреждение посчитало, что общество занизило базу, нарушило сроки уплаты страховых взносов.
Суды установили, что в рассматриваемой ситуации общество правомерно уплачивало страховые взносы исходя из пониженных тарифов за II квартал 2012 г., в силу чего обоснованно заключили, что меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренные ст. 25 Закона N 212-ФЗ, учреждением применены незаконно.
Судами установлено, что утрата обществом права на применение пониженных тарифов страховых взносов не означает, что оно нарушило установленные Федеральным законом N 212-ФЗ сроки уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период 2012 года, поэтому общество не обязано после перерасчета страховых взносов с целью их восстановления уплачивать пени на основании ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ.
Судами правильно отмечено, что доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета не может рассматриваться как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее в рассматриваемом случае во II квартале 2012 г. критерий о доле дохода, установленный ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, соблюдался и пониженный тариф применен правомерно, таким образом, оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Закона N 212-ФЗ не имеется.
Данные выводы соответствуют разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов государственные внебюджетные фонды".
Кроме того, суды установили, что вина общества в совершении вмененных правонарушений отсутствует, следовательно, привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ является необоснованным. Доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, учреждением не представлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, их следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2013 по делу N А71-5662/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно отмечено, что доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета не может рассматриваться как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее в рассматриваемом случае во II квартале 2012 г. критерий о доле дохода, установленный ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, соблюдался и пониженный тариф применен правомерно, таким образом, оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Закона N 212-ФЗ не имеется.
Данные выводы соответствуют разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов государственные внебюджетные фонды".
Кроме того, суды установили, что вина общества в совершении вмененных правонарушений отсутствует, следовательно, привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ является необоснованным. Доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, учреждением не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2014 г. N Ф09-14589/13 по делу N А71-5662/2013