Екатеринбург |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А76-10189/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкие энергетические системы" (далее - общество "Троицкие энергетические системы") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2013 по делу N А76-10189/2013.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Троицкие энергетические системы" - Романова Н.А. (доверенность от 11.12.2013 N 51);
общества с ограниченной ответственностью "Троицкая теплосетевая компания" (далее - общество "Троицкая теплосетевая компания") - Абсатарова А.С. (доверенность от 27.12.2013 N 126), Гусева Ю.П. (доверенность от 27.12.2013 N 124);
открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" (далее - общество "Челябоблкоммунэнерго") - Гусева Ю.П. (доверенность от 12.12.2013 N Д/165).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Троицкая теплосетевая компания" обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному комитету "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - Комитет) о признании недействующим постановления от 12.04.2013 N 11/15 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Троицкая теплосетевая компания" Троицкого городского округа" как не соответствующего Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Приказ N 20-э/2).
Кроме того, заявитель просил суд обязать Комитет утвердить с 01.01.2013 экономически обоснованный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "Троицкая теплосетевая компания", согласно смете расходов заявителя в размере 228,28 руб./Гкал. При этом заявитель пояснил, что требование об обязании Комитета утвердить тариф для общества "Троицкая теплосетевая компания" является не самостоятельным требованием, а способом восстановления нарушенного права в случае признания судом оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены - общество "Челябоблкоммунэнерго", муниципальное образование город Троицк Челябинской области в лице Администрации г. Троицка, Управление муниципальной собственности Администрации г. Троицка Челябинской области, общество "Троицкие энергетические системы", закрытое акционерное общество "ЧелябКранСбыт".
Судом удовлетворено ходатайство Прокурора Челябинской области о вступлении его в процесс в порядке ст. 4, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23.10.2013 (судьи Костылев И.В., Бастен Д.А., Наконечная О.Г.) требования общества "Троицкая теплосетевая компания" удовлетворены. Оспариваемое постановление признано недействующим как не соответствующее Закону N 190-ФЗ, Постановлению N 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом N 20-э-2.
В кассационной жалобе общество "Троицкие энергетические системы" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат абз. 2 п. 5 раздела 3 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением N 109, в котором указано на недопустимость повторного учета одних и тех же расходов. Ссылается на то, что общество "Троицкие энергетические системы" несет бремя содержания и обслуживания спорных тепловых сетей.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и пояснений заявителя, общество "Троицкая теплосетевая компания" оказывает услуги по передаче тепловой энергии потребителям Центральной части г. Троицка по тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности обществу "ЧелябКранСбыт" и обществу "Челябоблкоммунэнерго".
На основании договора аренды недвижимого имущества от 12.12.2012 N 1, заключенного с обществом "ЧелябКранСбыт", общество "Троицкая теплосетевая компания" приняло в аренду тепловые сети Центральной части г. Троицка. Указанный договор был зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Кроме того, по договорам аренды недвижимого имущества от 12.12.2012N 17/119, от 12.12.2012 N 17/122, от 12.12.2012 N 17/122/1, заключенным с обществом "Челябоблкоммунэнерго" и зарегистрированным в учреждении юстиции, общество "Троицкая теплосетевая компания" приняло в аренду нежилое здание - коллекторную ГРЭС-город, нежилое здание бойлерной в 12 квартале, нежилое здание насосной станции, сооружения-теплотрассы и оборудование ЦТП, предназначенное для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Общая протяженность тепловых сетей по вышеуказанным договорам аренды составляет 20,31871 км.
Общество "Троицкая теплосетевая компания" 17.12.2012 обратилось в Комитет с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на услуги по передаче тепловой энергии методом экономически обоснованных расходов (затрат), об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "Троицкая теплосетевая компания" с 01.01.2013. До этого государственное регулирование тарифов для данной организации не осуществлялось.
В соответствии с представленной в составе документов, приложенных к заявлению об установлении тарифа, сметой расходов общества "Троицкая теплосетевая компания", среднеотпускной тариф на 2013 г. должен составлять (без НДС) 228,28 руб./Гкал.
Приказом Комитета от 19.03.2013 N 01/06-ПТ-П было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 г. для общества "Троицкая теплосетевая компания".
Комитетом было принято постановление от 12.04.2013 N 11/15 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Троицкая теплосетевая компания" Троицкого городского округа", которое 18.04.2013 было опубликовано в газете "Южноуральская панорама" и вступило в законную силу 13.04.2013 (п. 2 постановления от 12.04.2013 N 11/15).
Согласно приложению к постановлению от 12.04.2013 N 11/15 обществу "Троицкая теплосетевая компания" тариф на услуги по передаче тепловой энергии установлен с 13.04.2013 в размере 129,49 руб./Гкал (без НДС).
При этом Комитетом тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 г., оказываемые обществом "Троицкая теплосетевая компания", рассчитаны с учетом протяженности тепловых сетей 11,97 км. Основанием для этого послужило то, что в отношении тепловых сетей, протяженностью 8,34389 км. не определен надлежащий собственник, поскольку на данные сети зарегистрировано право муниципальной собственности Троицкого муниципального округа и право собственности общества "ЧелябКранСбыт".
Комитет, принимая во внимание рекомендации Федеральной службы по тарифам, учел расходы по содержанию и обслуживанию спорных тепловых сетей в тарифах общества "Троицкие энергетические системы", которое, по его мнению, несет бремя содержания и обслуживания этих тепловых сетей.
Заявитель, полагая, что постановление Комитета от 12.04.2013 N 11/15 противоречит нормативным правовым актам и нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку не были учтены в полном объеме все затраты общества "Троицкая теплосетевая компания", которые необходимо понести при осуществлении деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, обратился с соответствующим заявлением в суд. При этом указал, что из заявленных затрат в размере 46 389 500 руб. Комитетом было утверждено только 28 656 290 руб.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что исключение Комитетом тепловых сетей протяженностью 8,34389 км. при расчёте тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "Троицкая теплосетевая компания", не соответствует нормам права.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Согласно ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта.
В соответствии с ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В силу ст. 1, 2 Закона N 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
В ст. 10 Закона N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 19 ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 названного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Постановлением Правительства N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования).
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В пункте 16 Основ ценообразования установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (п. 17 Основ ценообразования).
В силу п. 18 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с п. 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электричество (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), в соответствии с п. 58 которых расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов:
расходы на эксплуатацию тепловых сетей;
расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Расходы на эксплуатацию тепловых сетей должны обеспечивать:
- содержание в соответствии с технологическими нормами, требованиями и правилами тепловых сетей и сооружений на них, устройств защиты и автоматики, а также зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации тепловых сетей;
- уровень надежности теплоснабжения каждого потребителя в соответствии с проектной категорией надежности;
- поддержание качества передаваемых тепловой энергии и теплоносителей в пределах, устанавливаемых в договорах и обязательных к применению правилах, утвержденных в установленном порядке;
- поддержание в состоянии эксплуатационной готовности тепловых сетей, а также оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией тепловых сетей.
Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела документы в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для исключения тепловых сетей протяженностью 8,34389 км. при расчёте тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "Троицкая теплосетевая компания".
При этом суд правомерно исходил из того, что договор аренды с обществом "ЧелябКранСбыт" зарегистрирован в Управлении Росреестра по Челябинской области, данные сети переданы в пользование обществу "Троицкая теплосетевая компания", право общества "ЧелябКранСбыт" на тепловые сети не оспорено.
Суд первой инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество "Троицкая теплосетевая компания" не несет расходы по содержанию и обслуживанию тепловых сетей протяженностью 8,34389 км.
Также Комитетом не приведены конкретные нормы права, которые могут служить основанием для исключения из состава расходов расходы на содержание находящихся на законных основаниях на праве аренды у заявителя тепловых сетей протяженностью 8,34389 км.
При названных обстоятельствах, верным является вывод суда о том, что тариф, утвержденный оспариваемым постановлением, не является экономически обоснованным, поскольку не обеспечивает экономическую обоснованность затрат общества "Троицкая теплосетевая компания", расчет тарифа произведен без учета требований Закона N 190-ФЗ, Постановления N 109, Методических указаний, вследствие чего требование заявителя подлежит удовлетворению.
Вместе с тем суд правомерно указал, что отсутствуют правовые основания для применения судом заявленного обществом "Троицкая теплосетевая компания" требования о восстановления нарушенного права в виде обязания Комитета установить экономически обоснованный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "Троицкая теплосетевая компания", поскольку ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливая требования к решению суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, не предусматривает указания способа восстановления нарушенного права.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2013 по делу N А76-10189/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкие энергетические системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования).
...
Суд первой инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество "Троицкая теплосетевая компания" не несет расходы по содержанию и обслуживанию тепловых сетей протяженностью 8,34389 км.
Также Комитетом не приведены конкретные нормы права, которые могут служить основанием для исключения из состава расходов расходы на содержание находящихся на законных основаниях на праве аренды у заявителя тепловых сетей протяженностью 8,34389 км.
При названных обстоятельствах, верным является вывод суда о том, что тариф, утвержденный оспариваемым постановлением, не является экономически обоснованным, поскольку не обеспечивает экономическую обоснованность затрат общества "Троицкая теплосетевая компания", расчет тарифа произведен без учета требований Закона N 190-ФЗ, Постановления N 109, Методических указаний, вследствие чего требование заявителя подлежит удовлетворению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2014 г. N Ф09-13939/13 по делу N А76-10189/2013