Екатеринбург |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А34-3002/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Анненковой Г. В., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.08.2013 по делу N А34-3002/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Мальгина М.А. (доверенность от 01.02.2013 N 10);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области (далее - налоговый орган, инспекция) - Капарулина И.М. (доверенность от 09.01.2014 N 01).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 18.02.2013 N 17.
Решением суда от 05.08.2013 (судья Петрова И.Г.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество указывает, что в требовании N 895 от 10.12.2012 не содержится сведений о том, в связи с чем запрашивается информация, касающаяся взаимоотношений налогоплательщика с обществом с ограниченной ответственностью "Уральский строительный альянс" (далее - ООО "Уральский строительный альянс"), отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы.
Доказательств того, что запрашиваемые документы имелись у общества и не были представлены без уважительных причин, не имеется. В требовании N 895 от 10.12.2012 не указаны ИНН и КПП организации, сведения о которой запрашиваются. При таких обстоятельствах у общества отсутствовала обязанность исполнять требование налогового органа.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки деятельности ООО "Уральский строительный альянс" инспекция на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направила в адрес общества требование от 10.12.2012 N 08-20/895 о предоставлении документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности ООО "Уральский строительный альянс".
В связи с непредставлением обществом истребуемых документов налоговым органом на основании п. 1 ст. 101.4 НК РФ составлен акт от 10.01.2013 N 5 и принято решение от 18.02.2013 N 17 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области от 12.04.2013 N 54 решение инспекции N 17 от 18.02.2013 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Статья 93.1 НК РФ регламентирует порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
Согласно пункту 1 указанной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст.93.1 НК РФ).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ (п. 5 ст.93.1 НК РФ).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст.93.1 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Судами установлено, что в направленном в адрес ООО "Олимп" требовании от 10.12.2012 N 895 налоговый орган истребовал у него документы, касающиеся деятельности ООО "Уральский строительный альянс", при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2012 года.
К требованию от 10.12.2012 N 895 было приложено поручение N 1300 от 10.12.2012 об истребовании документов (информации) с перечнем документов, необходимых для представления в налоговый орган.
Указанное требование и поручение были направлены заявителю по юридическому адресу: Курганская обл., г. Шадринск, ул. Ефремова, д. 67, и вручены 13.12.2012, о чем свидетельствует представленная в материалы дела копия почтового уведомления.
В ответ на требование налогового органа заявитель в письме от 19.12.2012 N 140 уведомил инспекцию об отказе в предоставлении данных документов. При этом уважительности причин своего отказа не представил и не обосновал, а также не сообщил о том, что истребуемыми документами не располагает.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о неисполнении обществом требования налогового органа от 10.12.2012 N 895.
Доводы заявителя относительно того, что в указанном требовании не содержится сведений о том, в связи с чем запрашивается информация, касающаяся взаимоотношений налогоплательщика с ООО "Уральский строительный альянс", отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы, на ИНН и КПП организации, сведения о которой запрашивались налоговым органом, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как противоречащие материалам дела.
Из требования N 895 от 10.12.2012 о предоставлении документов (информации) видно, что у заявителя были истребованы конкретные документы, непосредственно касающиеся деятельности контрагента: конкретные договоры, конкретные счета-фактуры, товаросопроводительные документы, акты сверки расчетов с поставщиками за период - 3 квартал 2012 года.
В требовании инспекции указано, что истребование документов проводится в рамках камеральной налоговой проверки декларации ООО "Уральский строительный альянс" по НДС за 3 квартал 2012 года, запрашиваемые документы конкретизированы и идентифицированы (в том числе и по периоду составления), относятся к периоду проверки и к предмету проверки. В требовании также указаны ИНН и КПП ООО "Уральский строительный альянс".
Суд также отметил, что в случае неясности относительно запрашиваемой информации (документов) общество было вправе обратиться в налоговый орган за уточнением, фактический отказ от предоставления истребуемых документов не освобождает его от ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.08.2013 по делу N А34-3002/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Олимп" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Олимп" государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 05.12.2013 N 127.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
...
В требовании инспекции указано, что истребование документов проводится в рамках камеральной налоговой проверки декларации ООО "Уральский строительный альянс" по НДС за 3 квартал 2012 года, запрашиваемые документы конкретизированы и идентифицированы (в том числе и по периоду составления), относятся к периоду проверки и к предмету проверки. В требовании также указаны ИНН и КПП ООО "Уральский строительный альянс".
Суд также отметил, что в случае неясности относительно запрашиваемой информации (документов) общество было вправе обратиться в налоговый орган за уточнением, фактический отказ от предоставления истребуемых документов не освобождает его от ответственности по ст. 129.1 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф09-14637/13 по делу N А34-3002/2013