Екатеринбург |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А60-20095/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ященок Т.П., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер" (ОГРН 1116672032630, ИНН 6671380834); (далее - ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2013 по делу N А60-20095/13 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" - Таушканова Е.П. (доверенность от 09.01.2014);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677); (далее - Управление) - Антропов И.В. (доверенность от 25.12.2013).
ГБЗУ "Противотуберкулезный диспансер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления от 02.04.2013 N 228 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), от 02.04.2013 N 229 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса.
Решением суда первой инстанции от 05.08.2013 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 (судья Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБЗУ "Противотуберкулезный диспансер" просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
При этом заявитель указывает, что судами не принят во внимание довод ГБЗУ "Противотуберкулезный диспансер" о том, что документарная проверка, по результатом которой заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3, 8.2 Кодекса, проведена Управлением с нарушением положений ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контракта", поскольку Управлением в период проведения проверки дополнительных документов не запрашивалось.
В связи с этим заявитель полагает, что в действиях ГБЗУ "Противотуберкулезный диспансер" отсутствуют составы, вмененных административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3, 8.2 Кодекса.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.02.2013 N 01-01-01-03-22/2338 Управлением с 18.02.2013 по 18.03.2013 в отношении ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" на объектах: Филиал N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46), Бактериологическая лаборатория Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46), Ревдинское обособленное территориальное отделение Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Ревда, ул. Энгельса, 44-а) проведена внеплановая документарная проверка на основании истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 15.11.2012 N 01-22-01-04/1/3952.
В ходе проверки установлено, ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 15.03.2013 об устранении выявленных нарушений санитарных правил N 01-22-01-04/1/749, составлены акт проверки от 18.03.2013 N 30/2013, протоколы об административных правонарушениях от 18.03.2013 по ст. 6.3 Кодекса, по ст. 8.2 Кодекса.
На основании материалов проверки Управлением вынесены постановления от 02.04.2013 N 228 о привлечении ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса, в виде штрафа в размере 10 000 руб., от 02.04.2013 N 229 о привлечении ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что названные постановления Управления являются незаконными, ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав выводы о доказанности составов вменённых административных правонарушений в действиях ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер", об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ст. 6.3 Кодекса нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 3 ст. 26 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 Федерального закона N 52-ФЗ (п. 3 ст. 29 названного закона).
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в Филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46): не откорректирована в соответствии с требованиями действующих санитарных правил Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в Филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46), в частности: отсутствует контроль работы стерилизующей аппаратуры физическим методом; отсутствует контроль проведения противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза - определение концентрации рабочих растворов дезинфицирующих средств, используемых населением для текущей дезинфекции (дезинфицирующие средства выдаются специалистами Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" пациентам); отсутствует контроль температуры воды.
Кроме того, в Филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" не организовано проведение юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, лабораторных исследований (испытаний) по контролю качества питьевой и горячей воды; по контролю условий труда: содержание в воздухе рабочей зоны и закрытых помещений химических веществ (аммиак, бензпирен, синтетическим моющим средствам, свинцу, динатрий карбонату, натрийтиосульфату, дигидрокисбензолу, уксусной кислоте, оксиду углерода, минеральным маслам, азотной кислоте), по контролю физических факторов (электромагнитные поля низких и высоких частот, напряженность электростатического поля, ионизирующего излучения, измерение мощности экспозиционной дозы, облучения от природных радионуклеидов, мощности эффективной дозы гамма-излучения на рабочих местах; шума, вибрации, освещенности естественной и совмещенной) в кабинетах и помещениях в объемах, утвержденных Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в Филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (отсутствуют документы); не организован контроль температуры и качества горячей воды для хозяйственно питьевого назначения на соответствие санитарным правилам; в представленном ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" договоре N 22/251 на оказание платных услуг от 01.01.2013 с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" с календарным планом и расчетной стоимостью услуг на 1 квартал 2013 года (без указания конкретного месяца) по выполнению лабораторных исследований в филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер"; отсутствует количество исследований по выявлению Legionella pneumonia в объектах окружающей среды (указаны только тарифы проведения санитарно-бактериологических исследований воды питьевой - определение ОМЧ, колифагов, водородного показателя, общих колиформных бактерий, термо-толерантных бактерий, ГКБ, мутности; выявление Legionella pneumonia в объектах окружающей среды бактериологическим методом); отсутствует количество измерений (исследований) температуры горячей воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения с тарифами проводимых исследований; в очагах туберкулеза не проводился контроль качества текущей дезинфекции методом смывов с объектов внешней среды на санитарно-показательную микрофлору (отсутствуют подтверждающие документы).
В Бактериологической лаборатории Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46): отсутствует оформленное в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения в бактериологической лаборатории Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46) работ с возбудителями инфекционных заболеваний III группы патогенности, подтверждающее наличие в лаборатории санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих соблюдение требований биологической безопасности, защиту населения и охрану окружающей среды.
В Ревдинском территориально-обособленном отделении Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Ревда, Энгельса ул. д. 44-а): не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг с установленной периодичностью и в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (отсутствуют подтверждающие документы); в январе - феврале месяцах 2013 года не осуществлены работы по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями санитарных правил: отсутствуют акты сдачи-приемки выполненных работ по дератизации помещений и дезинсекции помещений против тараканов, подписанные "Заказчиком и "Исполнителем", что определено разделом 4 договора от 14.01.2013 N 11 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" и ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер", не проведены в январе - феврале месяцах 2013 года контрольные обследования с целью своевременной регистрации фактов наличия членистоногих, восстановления их численности и степени заселенности ими помещений лечебно-профилактической организации с кратностью 2 раза в месяц, что определено санитарными правилами (отсутствуют документы); хранение медицинских иммунобиологических препаратов не осуществляют в соответствии с требованиями санитарных правил - термометр не размещен на верхней полке холодильника, что определено санитарными правилами (термометр размещен только на нижней полке холодильника).
Названные нарушения, как верно указано судами, свидетельствуют о несоблюдении ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" требований ст. 11, п. 1 ст. 24, п. 3 ст. 26, п.п. 1, ст. 29, ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 1.5, 2.1, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. р. 1, 1.7, р. 1, 5.1, р. 2, 1.9, р. 2, 3.2.1, р. 1, 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", п. 2.4 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", п.п. 2.1, 2.2 СП 1.2.1318-03 "Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами", п. 2.1.2 СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней", п. 6.9.1 СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов (с изменениями СП 3.3.2.2329-08 от 18.02.2008 года)".
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что являются установленными факты нарушений требований санитарных правил и норм, ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" указанное документально не опровергнуто.
Статьей 8.2 Кодекса установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Управлением в ходе проверки выявлены следующие нарушения в Филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" (г. Первоуральск, ул. Гагарина, 46): в "Схеме обращения с медицинскими отходами в филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" отсутствуют сведения об изменении товарного вида отходов класса Б; захоронение обезвреженных отходов класса Б на полигоне осуществляется без изменения их товарного внешнего вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) для невозможности их повторного применения; в технологических журналах учета опасных медицинских отходов Б и В в структурных подразделениях Филиала N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" - диспансерное отделение (начат 29.11.2012) и стационарное отделение (начат 03.12.2012) не указано количество единиц упаковки каждого вида отходов.
Кроме того, в Филиале N 2 ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" не проведена в январе месяце 2013 года документальная проверка: количества расходных материалов (запас пакетов, контейнеров), средств малой механизации, дезинфицирующих средств; обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, организации централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены; санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок; соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания; регулярности вывоза отходов.
Судами верно указано, что названные нарушения свидетельствуют о несоблюдении ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" требований ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ, п. р. 1, 11.24 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", п. 5.12, 8.2, 9.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" указанное документально не опровергнуто.
Судами верно установлено наличие в действиях ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" события административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3, 8.2 Кодекса.
Суды, руководствуясь ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса верно указали, что установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" в совершении правонарушений является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3, 8.2 Кодекса.
Оспариваемые постановления вынесены Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и в рамках срока, установленного ст. 4.5 Кодекса, порядок привлечения к административной ответственности соблюдён.
Следует отметить, что доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2013 по делу N А60-20095/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно установлено наличие в действиях ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" события административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3, 8.2 Кодекса.
Суды, руководствуясь ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса верно указали, что установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" в совершении правонарушений является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3, 8.2 Кодекса.
Оспариваемые постановления вынесены Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и в рамках срока, установленного ст. 4.5 Кодекса, порядок привлечения к административной ответственности соблюдён."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф09-14339/13 по делу N А60-20095/2013