Екатеринбург |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А60-32304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Думы городского округа Заречный Свердловской области (далее - Дума; ИНН 6609007613) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2013 по делу N А60-32304/2013.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Свердловской области - Зобнина Л.В. (доверенность от 26.12.2013 N 8/2-10-13).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Думе о: признании не соответствующими ст. 114, 125, 209, 215, 295, ч. 1 ст. 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21, 23 Федерального закона N 161 - ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 23.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс.руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.10.1 в части слов "на сумму до 50 тыс.руб.", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4, пункт 7 и абзац 2 пункта 8 статьи 5 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный N 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010); признании недействующими пунктов 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.10.1 в части слов "на сумму до 50 тыс. руб.", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4, пункт 7 и абзац 2 пункта 8 статьи 5 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный N 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010).
Решением суда от 27.11.2013 (судьи Присухина Н.Н., Колосова Л.В., Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Дума просит решение суда в части признания недействующими пунктов 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 23.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный N 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010) отменить, в удовлетворении данной части заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 31 Устава городского округа Заречный, определяющей полномочия Думы по управлению муниципальным имуществом в порядке, установленном нормативным правовым актом Думы.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Свердловской области просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для его отмены не имеется.
При исследовании материалов дела судом установлено, что решением Думы от 02.02.2006 N 03-Р утверждено Положение "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный".
Указанное решение опубликовано в Приложении к городской газете "Пятница" Информационном бюллетене от 09.03.2006 N 16.
Решениями Думы от 31.08.2006 N 115-Р, от 26.10.2006 N 135-Р, от 06.09.2007 N 102-Р, от 31.01.2008 N 03-Р, от 03.07.2008 N 75-Р, от 29.04.2010 N 67-Р, от 23.12.2010 N 178-Р внесены изменения в решение Думы от 02.02.2006 N 03-Р.
Положение, утвержденное решением Думы от 02.02.2006 N 03-Р, устанавливает единые правовые нормы - правила управления муниципальным движимым и недвижимым имуществом, порядок реализации полномочий собственника муниципального имущества - обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Полагая, что данное Положение в части не соответствует нормам действующего законодательства, Прокуратура Свердловской области обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, удовлетворил заявленные требования.
Вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству, материалам дела.
На основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 названного Кодекса.
На основании п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст. 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В п. 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу подп. 5 п. 10, п. 11 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Судом первой инстанции установлено, что в ст. 31, 54, 55 Устава городского округа Заречный, принятого решением Думы от 07.02.2013 N 1-Р, определено, что управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Заречный, отнесено к полномочиям администрации городского округа. Согласно ст. 24, 25 названного Устава Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 131-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Устава городского округа Заречный, установил, что представительный орган местного самоуправления - Дума не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе передавать в безвозмездное пользование, в доверительное управление, в залог, передавать муниципальное имущество в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, формировать их уставный фонд; согласование распоряжения имуществом, Уставов предприятий, назначение на должность и увольнение руководителей предприятий, создание предприятиями филиалов и представительств, в компетенцию данного органа не входит; представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
В связи с изложенным суд верно указал, что пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный N 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010), следует признать несоответствующими ст. 114, 125, 209, 215, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Закона N 131-ФЗ, ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Прокуратурой Свердловской области требования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2013 по делу N А60-32304/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Думы городского округа Заречный Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 131-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Устава городского округа Заречный, установил, что представительный орган местного самоуправления - Дума не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе передавать в безвозмездное пользование, в доверительное управление, в залог, передавать муниципальное имущество в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, формировать их уставный фонд; согласование распоряжения имуществом, Уставов предприятий, назначение на должность и увольнение руководителей предприятий, создание предприятиями филиалов и представительств, в компетенцию данного органа не входит; представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
В связи с изложенным суд верно указал, что пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный N 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010), следует признать несоответствующими ст. 114, 125, 209, 215, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Закона N 131-ФЗ, ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2014 г. N Ф09-14952/13 по делу N А60-32304/2013