Екатеринбург |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А50-8650/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.08.2013 по делу N А50-8650/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ветеран БД" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента в оформлении решения о предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства площадью 14 511 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, юго-восточнее автостоянки по ул. Космонавта Леонова, 87, изложенного в письме от 01.04.2013 N И-21-01-09-5529.
Решением суда от 08.08.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ департамента, изложенный в письме от 01.04.2013 N И-21-01-09-5529, признан недействительным. На департамент возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление товарищества в соответствии с порядком, установленным ст. 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2013 (судьи Скромова Ю.В., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 7, 80, п. 2 ст. 81, ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что предоставление земельного участка для размещения садоводческого товарищества возможно исключительно на землях сельскохозяйственного назначения, а спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и не входит в фонд перераспределения земель. По мнению департамента, товариществом не представлено доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу, поступившим в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, товарищество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.08.2011 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 15 023,25 кв. м для размещения садоводческого некоммерческого товарищества, указав предполагаемое место размещения участка - г. Пермь, юго-восточнее автостоянки ул. Леонова, 87.
На основании полученных заключений функциональных органов администрации г. Перми департаментом товариществу выдан акт от 13.02.2012 N 625 о выборе земельного участка для строительства площадью 14 511 кв. м.
Товарищество 09.01.2013 обратилось к департаменту с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 14 511 кв. м, находящегося по адресу:. Пермь, юго-восточнее автостоянки ул. Леонова, 87.
В письме от 01.04.2013 N И-21-01-09-5529 департамент сообщил товариществу об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения садоводческого некоммерческого товарищества. В обоснование отказа департамент сослался на положения ст. 77, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ и указал, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов, из фонда перераспределения земель.
Товарищество, полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
На основании п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 предусмотрено, что предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия департамента с функциональными и территориальными органами администрации г. Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
На основании п. 3.1.2 Регламента департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, территориальный орган администрации г. Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разд. 3 Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 4.1 Регламента).
В соответствии с п. 4.2 Регламента департамент в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1 Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю. Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п. 3.2 и 3.3 Регламента.
Судами установлено, что соответствующими заключениями функциональных органов администрации г. Перми, в том числе Департамента планирования и развития территории г. Перми от 31.08.2011 N 804, Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми от 12.09.2011 N 344, Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми от 31.05.2011 N 349, администрации Индустриального района, подтверждена возможность размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, соответствие такого размещения градостроительным требованиям.
Судами рассмотрены и отклонены ссылки на невозможность предоставления товариществу испрашиваемого земельного участка ввиду того, что он не относится к землям сельскохозяйственного назначения, расположен на землях населенных пунктов и не включен в фонд перераспределения земель.
В соответствии п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-3 - зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности департаментом наличия препятствий для предоставления спорного земельного участка для размещения садоводческих товариществ.
Принимая во внимание изложенное и поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне департаментом не представлено, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении товариществу испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования товарищества о признании незаконным отказа департамента, изложенного в письме от 01.04.2013 N И-21-01-09-5529, и в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на департамент обязанность рассмотреть заявление товарищества в порядке, установленном ст. 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.08.2013 по делу N А50-8650/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности департаментом наличия препятствий для предоставления спорного земельного участка для размещения садоводческих товариществ.
Принимая во внимание изложенное и поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне департаментом не представлено, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении товариществу испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования товарищества о признании незаконным отказа департамента, изложенного в письме от 01.04.2013 N И-21-01-09-5529, и в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на департамент обязанность рассмотреть заявление товарищества в порядке, установленном ст. 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2014 г. N Ф09-14318/13 по делу N А50-8650/2013