Екатеринбург |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А71-6459/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833; далее - управление, фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2013 по делу N А71-6459/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Удмуртской Республики "Ижевский автотранспортный техникум" (ИНН 1832015681, ОГРН 1021801441023; далее - учреждение, страхователь, заявитель) - Огорельцев А.А. (доверенность от 07.02.2014 б/н).
От фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения управления от 10.06.2013 N 344/2012/И-2 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 27.08.2013 (судья Иютина О.В.) заявленные требования учреждения удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое решение управления как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 (судьи Сафонова С.Н., Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов относительно существенного нарушения управлением процедуры привлечения к ответственности фактическим обстоятельствам дела и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований.
По мнению учреждения, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Учреждение просит оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу фонда - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проверки заявителя фондом составлен акт от 12.04.2013 N 344/2012/И-1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, зафиксировавший факт непредставления учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (формы СЗВ-6-3), за 2012 год.
На основании акта вынесено решение от 10.06.2013 N 344/2012/И-2 о привлечении учреждения к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в установленный срок в виде назначения штрафа в сумме 310 684 руб. 53 коп.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике от 01.08.2013 N 2, вынесенным по жалобе учреждения, решение от 10.06.2013 N 344/2012/И-2 изменено, сумма штрафа уменьшена в 5 раз - до 62 136 руб. 91 коп.
Не согласившись с решением фонда от 10.06.2013 N 344/2012/И-2, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При исследовании обстоятельств настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили наличие в действиях учреждения состава вмененного ему нарушения. Вместе с тем судами выявлен факт допущенного страховщиком нарушения требований, предъявляемых Законом N 212-ФЗ к производству по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вследствие чего суды признали оспариваемое решение фонда недействительным.
Выводы судов о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему нарушения лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В соответствии со ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок; получать копии акта проверки и решений органов контроля за уплатой страховых взносов, а также требования об уплате страховых взносов; требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов; на участие в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля за уплатой страховых взносов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно ст. 30 Закона N 212-ФЗ должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов.
Статьей 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Из анализа приведенных норм следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по результатам рассмотрения материалов проверки после исследования акта проверки, иных материалов и с учетом возражений лица, в отношении которого проводилась проверка.
Таким образом, перед рассмотрением материалов проверки орган контроля за уплатой страховых взносов обязан обеспечить плательщику страховых взносов возможность ознакомления со всеми материалами проверки с целью предоставления возможности полноценной защиты страхователем своих прав и законных интересов.
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности имеющихся в деле доказательств суды обеих инстанций установили факт рассмотрения управлением материалов проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности в отсутствие представителя учреждения.
Из материалов дела следует, что в акте от 12.04.2013 N 344/2012/И-1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленном заявителю по почте заказным письмом с уведомлением, указано время и место рассмотрения - 10.06.2013 в 10 час. 00 мин. в здании управления по адресу: г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, д. 32-а, каб. 502.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 10.06.2013 в назначенное время представитель заявителя явился на рассмотрение акта в кабинет N 502, при этом в данном кабинете рассмотрение акта не велось, руководитель управления в кабинете отсутствовал.
Доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение вынесено в указанные в акте время и месте, фондом не представлены.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о том, что при вынесении оспариваемого решения управлением были допущены нарушения установленных Законом N 212-ФЗ процессуальных требований к производству по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах, повлекшие за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту, являются обоснованными.
Указанное решение, вынесенное с нарушением процедуры привлечения к ответственности, не может служить основанием для взыскания управлением штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявленные требования учреждения, признав оспариваемое решение фонда незаконным.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2013 по делу N А71-6459/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу оставить без изменений, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
...
Доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение вынесено в указанные в акте время и месте, фондом не представлены.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о том, что при вынесении оспариваемого решения управлением были допущены нарушения установленных Законом N 212-ФЗ процессуальных требований к производству по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах, повлекшие за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту, являются обоснованными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2014 г. N Ф09-14922/13 по делу N А71-6459/2013