Екатеринбург |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А71-3721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Кравцовой Е.А., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство, ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2013 по делу N А71-3721/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству о взыскании задолженности в размере 97 813 руб. 50 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.
Решением суда от 07.10.2013 (судья Бакулев С.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на следующее: субсидии не являются безусловной гарантией выплат в пользу юридических лиц; Общество в список получателей субсидии включено не было, приказ о предоставлении Обществу в 3 квартале 2012 года субсидии Министерством не издавался; не выплата субсидии не может причинить лицу убытки; размер убытков, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Министерства и предполагаемыми убытками не доказана.
Как следует из материалов дела, на основании Положения о предоставлении субсидий и единовременных выплат в рамках реализации мероприятий отдельных республиканских и ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83, в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.03.2012 N 78 (далее - Положение), Общество обратилось в Министерство для получения субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года, что по справке-расчету составляет 97 813 руб. 50 коп.
Субсидия на молоко за 3 квартал 2012 года истцу не выплачена.
Письмом от 28.03.2013 исх. N 02/8-1139 Министерство сообщило об отмене действия Положения.
Указанные обстоятельство послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Суды, придя к выводу, что неправомерные действия ответчика повлекли причинение истцу убытков, в виде непредставлении субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года в сумме 97 813 руб. 50 коп., удовлетворили исковое требование.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения. По смыслу названной нормы лицо, требующее возмещение убытков должно доказать следующий состав: противоправность действий ответчика; вину причинителя вреда; наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками; размер убытков.
Взыскание убытков возможно при совокупности и доказанности всех приведенных элементов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83, в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.03.2012 N 78 утверждено Положение, которое определяет условия и порядок предоставления субсидий и единовременных выплат в целях реализации республиканских и ведомственных целевых программ, в том числе Республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы".
В рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы" право на получение субсидии на производство молока (далее - субсидия на молоко) имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, организации по племенному животноводству, граждане, ведущим личное подсобное хозяйство (п. 40 Положения).
В соответствии с п. 41 Положения субсидия на молоко предоставляется на произведенное и реализованное и (или) переработанное молоко в октябре-декабре предыдущего года: при условии увеличения поголовья коров не менее чем на 5 процентов на 1 января текущего года к уровню 1 января предыдущего года - по ставке 1 500 руб. на тонну; при условии сохранения поголовья коров на 1 января текущего года к уровню 1 января предыдущего года - по ставке 1000 руб. на тонну; при условии снижения поголовья коров на 1 января текущего года к уровню 1 января предыдущего года - по ставке 500 руб. на тонну.
Субсидия на молоко начисляется на реализованный сельскохозяйственными товаропроизводителями, сельскохозяйственными организациями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в физической массе объем произведенного и реализованного ими молока в октябре-декабре предыдущего года и январе-сентябре текущего года (п. 42 Положения).
Субсидия на молоко сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным организациям, организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производство и переработку молока, начисляется на объем произведенного и реализованного ими в октябре-декабре предыдущего года и январе-сентябре текущего года молока, направленного на переработку и (или) реализацию (п. 43 Положения).
Согласно п. 44 Положения субсидия на молоко предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным организациям, организациям крестьянским (фермерским) хозяйствам, в соответствии с приказом Министерства на основании заявления о предоставлении субсидии и прилагаемых к нему следующих документов, представляемых в Министерство: копий приемных квитанций и (или) товарных накладных; копии сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения N П-1(СХ) или N 3-фермер за предыдущий и (или) текущий финансовые годы с отметкой территориальных органов Росстата; справки-расчета субсидии на молоко по форме согласно приложению 16 к Положению.
Представление в Министерство документов, указанных в п. 44 Положения, осуществляется в следующие сроки: на молоко, произведенное и реализованное и (или) переработанное в январе-июне текущего года, - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; на молоко, произведенное и реализованное и (или) переработанное в июле-сентябре текущего года - до 20 декабря текущего года.
Судами установлено и Министерством не оспорено, что Обществом соблюдены требования, предъявляемые п. 3 Положения для предоставления субсидий, необходимые документы представлены истцом своевременно и в полном объеме.
Факт своевременности предоставления пакета документов для предоставления субсидии на молоко, подтверждён и письмом Министерства от 28.03.2013 исх. N 02/8-1139 из которого следует, что пакет документов Общества на получение субсидии на молоко был принят 10.10.2012. Однако в результате транзакции при электронной регистрации был не учтен, следствием чего явилось непредставление субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года. Заявлений о факте непредставления субсидий от Общества в 2012 году не поступало.
Доказательств принятия решения о выделении субсидии или исполнения обязательств, принятых по Положению, ответчиком не представлено.
Таким образом, суды, учитывая, что обязанность по предоставлению спорной субсидии прямо предусмотрена Положением, пришли к обоснованному выводу о том, что неправомерные действия ответчика повлекли причинение истцу убытков, в виде непредставлении субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года в сумме 97 813 руб. 50 коп.
Довод Министерства о том, что субсидии не являются безусловной гарантией выплат в пользу юридических лиц, не принимается, так как обязанность по распределению субсидий по конкретным получателям возложена на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по осуществлению государственной поддержки, то есть на Министерство. Неправомерное исключение истца из предприятий, обладающих правом на получении субсидии, привело к возникновению у истца убытков.
Довод ответчика о том, что размер убытков не доказан, отклоняется, как не подтвержденный материалами дела. Контррасчет размера субсидии, определенной истцом, ответчиком не представлен.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2013 по делу N А71-3721/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2014 г. N Ф09-263/14 по делу N А71-3721/2013