Екатеринбург |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А71-7452/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Лимонова И. В., Сидоровой А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" Удмуртский филиал (ИНН: 5612042824, ОГРН: 1055612021981; далее - общество "ЭнергосбыТ Плюс"), открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ИНН: 7704731218, ОГРН: 1097746448315; далее - общество "Оборонэнергосбыт") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2014 по делу N А71-7452/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Уразбаева А.М. (доверенность от 30.04.2015 серии 66 АА N 2903942);
общества "Оборонэнергосбыт" - Федорова И.С. (доверенность от 29.12.2014 N 125).
Общество "Оборонэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" с исковым заявлением об урегулировании разногласий по пунктам 2.1.4, 5.2, абзацам 2, 6, 7 пункта 5.4 и приложению N 2 договора купли-продажи электрической энергии (мощности) (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника - общество "ЭнергосбыТ Плюс".
Решением суда от 29.12.2014 (судья Мелентьева А.Р.) исковые требования удовлетворены частично. Пункт 2.1.4 договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 31.03.2014 N ДКП/О0020 принят в редакции общества "Оборонэнергосбыт": пункт 2.1.4 - исключен.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
П. 5.2, абз. 2, 6, 7 п. 5.4 договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 31.03.2014 N ДКП/О0020, приложение N 2 к договору купли-продажи электрической энергии (мощности) от 31.03.2014 N ДКП/О0020 приняты в редакции общества "ЭнергосбыТ Плюс".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (судьи Яринский С.А., Лихачева А.Н., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "Оборонэнергосбыт" обратилось с кассационной жалобой, просит п. 5.2, абз. 2, 6, 7 п. 5.4 и приложение N 2 принять в редакции истца. Заявитель считает, что поскольку общество "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) в п. 5.2 должна быть исключена сбытовая надбавка в качестве составляющей цены гарантирующего поставщика при формировании нерегулируемых цен на электрическую энергию при расчетах с обществом "Оборонэнергосбыт". Заявитель жалобы указывает, что вывод суда о том, что в спорных правоотношениях общество "Оборонэнергосбыт" является энергосбытовой организацией, противоречит Приказу Минпромэнерго УР от 19.08.2011 N 05-35 "О статусе гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Удмуртской Республики и согласовании зон деятельности гарантирующего поставщика", п. 82 Основных положений, который разграничивает порядок и сроки оплаты гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией. Общество "Оборонэнергосбыт" не согласно с выводом судов относительно принятия абз. 7 п. 5.4 договора в редакции ответчика, так как предложенная им мотивировка не предусмотрена действующим законодательством и противоречит п. 2 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывод судов о принятии приложения N 2 в редакции ответчика, по мнению заявителя жалобы, противоречит фактическим обстоятельствам дела, а именно вывод суда о том, что максимальная мощность (ценовая категория) должна определяться в соответствии с договором между покупателем и продавцом, фактически означает, что ценовая категория, а, следовательно, и стоимость электрической энергии потребителей гарантирующего поставщика общества "Оборонэнергосбыт" будет заведомо выше, чем стоимость электрической энергии потребителей общества "ЭнергосбыТ Плюс", даже если энергопринимающие устройства тех и других потребителей имеют максимальную мощность менее 670 кВт.
В кассационной жалобе общество "ЭнергосбыТ Плюс" просит указанные судебные акты отменить в части, касающейся п. 2.1.4 договора, и принять названный пункт в редакции ответчика. Заявитель жалобы полагает, что исключение указанного пункта договора является незаконным и необоснованным, поскольку право гарантирующего поставщика на односторонний отказ от исполнения договора в случае неисполнения потребителем (покупателем) обязательства по оплате закреплено в п. 53 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Правила N 442). Как указывает общество "ЭнергосбыТ Плюс", законодательное ограничение на распространение действия указанной нормы в отношении энергосбытовой организации, являющейся поставщиком электрической энергии для нужд, в частности, Министерства обороны Российской Федерации, отсутствует. При этом п. 16, 17, 18 Правил N 442 допускается отключение объектов Министерства обороны Российской Федерации до уровня технологической и (или) аварийной брони и, соответственно, допускается включение в текст договора положения о возможности расторжения договора при условии нарушения покупателем обязательств по нему. Таким образом, общество "ЭнергосбыТ Плюс" считает возможным включение в текст договора подобного пункта. Кроме того, заявитель находит ошибочным вывод судов о невозможности обществу "ЭнергосбыТ Плюс" являться гарантирующим поставщиком в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции проверяет судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество "Обороэнергосбыт" письмом от 01.04.2014 N ИС-85-06/542 направило в адрес общества "Удмуртская энергосбытовая компания" оферту с целью заключения договора купли-продажи электроэнергии от 31.03.2014 N ДКП/О0020 с протоколом разногласий.
Ответчик, не согласившись с рядом условий, подписал договор с протоколом урегулирования разногласий N 1, направив документы в адрес истца письмом от 16.04.2014 N 350/9617.
Письмом от 05.06.2014 N ИС-85-06/1119 общество "Оборонэнергосбыт" направило в адрес ответчика протокол урегулирования разногласий N 2.
Недостижение сторонами соглашения по некоторым условиям договора послужило основанием для обращения общества "Обороэнергосбыт" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе судебного разбирательства стороны обменялись протоколами урегулирования разногласий N 3 (ответчик) и N 4 (истец).
Соглашение по пунктам 2.1.4, 5.2, абз. 2, 6, 7 пункта 5.4, приложению N 2 договора достигнуто не было, общество "Обороэнергосбыт" просит принять условия названных пунктов в его редакции.
Разрешая преддоговорный спор, суд первой инстанции установил, что в данном случае односторонний отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора при ненадлежащем исполнении покупателем своих обязательств на основании пункта 53 Правил N 442 не допустим, в связи с чем исключил п. 2.1.4 из спорного договора. В отношении п. 5.2., абз. 2, 6, 7 п. 5.4, Приложения N 2 суд первой инстанции пришел к выводу об их принятии в редакции общества "ЭнергосбыТ Плюс".
Арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признал их законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Общество "ЭнергосбыТ Плюс" считает ошибочным вывод судов об исключении из договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 31.03.2014 N ДКП/О0020 п. 2.1.4, содержащего в себе следующее условие: "В случае если по настоящему договору покупателем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив покупателя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой даты отказа от договора".
В соответствии с п. 53 Правил N 442 в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р общество "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Как обоснованно указано судами, поскольку общество "Оборонэнергосбыт" признано единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России и законодательством установлен прямой запрет на осуществление иным гарантирующим поставщикам поставки электроэнергии для нужд объектов Минобороны России, при одностороннем отказе ответчика от исполнения договора с истцом, общество "ЭнергосбыТ Плюс" не сможет принять потребителей общества "Оборонэнергосбыт" на обслуживание на основании п. 53 Правил N 442.
В силу п. 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ N 1173) ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Вместе с тем, в соответствии с п. 18 Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Согласно подпункту "е" пункта 2 и пункту 16 Правил N 442 прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) является основанием для введения полного ограничения режима потребления.
Согласно абзацу 3 пункта 16 Правил N 442 для потребителей, указанных в пунктах 17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в пункте 17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.
Ссылка общества "ЭнергосбыТ Плюс" на определение Верховного Суда РФ от 19.12.2014 по делу N А52-2865/2013 не является основанием для отмены судебных актов, поскольку в рассматриваемом случае, отсутствие в договоре спорного условия не отменяет применение п. 16-18 Правил N 442. Отсутствие в договоре какого-либо условия влечет необходимость применения к спорным правоотношениям нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие отношения.
Разрешая преддоговорный спор в части урегулирования разногласий относительно п. 5.2 договора и принимая его в редакции общества "ЭнергосбыТ Плюс", согласно которому: "Расчеты за электрическую энергию (мощность) по настоящему договору осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательство РФ), а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии", суды правомерно исходили из следующего.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") государственному регулированию подлежит сбытовая надбавка только для гарантирующих поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона "Об электроэнергетике" утверждены Правила N 1179, которые устанавливают порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Согласно абз. 11 п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)" (вместе с "Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)") (далее - Правила N 1179) до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что применение нерегулируемых цен без сбытовой надбавки поставлено в зависимость от такого признака, как технологическое присоединение всех точек поставки ответчика (и относящихся к объектам Министерства обороны Российской Федерации и других потребителей) к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа N 1359.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона "Об электроэнергетике" границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
Приказом Минпромэнерго УР от 19.08.2011 N 05-35 "О статусе гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Удмуртской Республики и согласовании зон деятельности гарантирующего поставщика" границы зоны деятельности общества "Оборонэнергосбыт" согласованы по границам балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела акты разграничения балансовой принадлежности сторон и акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон, суды, с учетом вышеназванных норм, установили, что истец, не являясь гарантирующим поставщиком по отношению к потребителям, энергоустановки которых технологически присоединены к сетям других сетевых организаций, не имеет права применять при расчетах с ними свою сбытовую надбавку; начисление стоимости потребленной электрической энергии данными потребителями должно производиться с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - общества "ЭнергосбыТ Плюс".
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что ответчиком правомерно включена в качестве составляющей цены сбытовая надбавка гарантирующего поставщика в отношении потребителей, электроустановки которых технологически присоединены к сетям других сетевых организаций, а не к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны России.
При таких обстоятельствах вывод судов о включении п. 5.2 в редакции ответчика является обоснованным.
В отношении абз. 2, 6, 7 п. 5.4 договора судами данные пункты приняты в редакции, предложенной ответчиком:
"Оплата за электрическую энергию производится покупателем платежными поручениями в порядке предварительной оплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГП в следующем порядке:
- 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 1 числа месяца, за который осуществляется оплата;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем в качестве предварительной оплаты, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма зачисляется в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата".
"ГП направляет покупателю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен покупателем ГП в течение семи дней с момента его получения".
"В случае невозврата в установленный срок акта приема-передачи электрической энергии (мощности) либо отсутствия мотивированных возражений по нему, акт приема-передачи электрической энергии (мощности) считается принятым без разногласий".
В соответствии с п. 82 Правил N 442 если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма заcчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Соглашением между гарантирующим поставщиком и приобретающей у него электрическую энергию энергосбытовой организацией указанное условие может быть заменено полностью или частично условием о предоставлении гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате по договору.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Судами установлено отсутствие договоренности сторон об исключении применения пункта 82 Основных положений относительно порядка оплаты электрической энергии; общество "Оборонэнергосбыт" в рассматриваемой ситуации является энергосбытовой организацией.
Согласно пункту 3 Правил N 442 субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики; энергосбытовые, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).
Поскольку судами установлено отсутствие соглашения сторон о неприменении положений пункта 82 Правил N 442 относительно порядка оплаты электрической энергии и о применении иного порядка расчетов; общество "Оборонэнергосбыт" является энергосбытовой организацией, порядок и срок оплаты стоимости электрической энергии правомерно установлены судами с учетом абзаца 5 пункта 82 Правил N 442, а также абзаца 4 данного пункта. При этом суды учитывали баланс интересов сторон.
Довод заявителя относительно того, что внесение оплаты до 10-го и до 25-го числа месяца предусмотрено пунктом 82 Правил N 442, судом кассационной инстанции отклоняется, так как указанные сроки оплаты предусмотрены для потребителей, которые в силу пункта 3 Правил N 442 являются отдельной категорией субъектов розничного рынка.
Приложение N 2 к договору "Перечень точек поставки, объектов, приборов учета, измерительных комплексов и параметров, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию (мощность)" стороны просили принять каждый в своей редакции.
Судами установлено, что письмом от 01.04.2014 N ИС-85-06/542 истцом направлен договор купли-продажи, подписанный с протоколом разногласий от 31.03.2014, содержащий редакцию Приложения N 2, в которой отсутствовали разногласия по уровню напряжения в отношении объекта Камбарка в/ч 35776 (п. 20.1 Приложения N 2), так же как и отсутствовали разногласия в этой части в оформленном истцом протоколе урегулирования разногласий от 30.05.2014 N 2.
Не заявлялась истцом при урегулировании условий договора редакция Приложения N 2 к договору, содержащая первую ценовую категорию в отношении объектов ПС "Яган".
Протокол разногласий от 31.03.2014 и протокол урегулирования разногласий от 30.05.2014 N 2 содержал редакцию Приложения N 2, устанавливающую в отношении указанных объектов третью ценовую категорию.
Согласно п. 97 Правил N 442 гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте.
Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:
первую ценовую категорию - при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
вторую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;
шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
В отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт), до 1 июля 2013 г. ценовая категория определяется в порядке, установленном в настоящем пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, а с 1 июля 2013 г. - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий в соответствии со следующими требованиями.
Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:
третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;
шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
В данном случае, суды, оценив и проанализировав акты разграничения балансовой принадлежности, представленные истцом, определили, что указанные документы не являются приложением к договору между сторонами, а регулируют отношения истца со своими потребителями, в то время, как покупателем в отношении потребителей в правоотношениях сторон спора является истец, а не его потребители. Договор купли-продажи между сторонами заключается в отношении совокупности точек поставки, а не в отношении отдельных энергопринимающих устройств потребителей. Исходя из этого, суды пришли к правильному выводу, что покупателем в отношении потребителей в правоотношениях сторон спора является общество "Оборонэнергосбыт", а не его потребители. Общество "Энергосбыт Плюс" является энергосбытовой организацией для истца, а не для его потребителя.
С учетом изложенного, суды отметили, что представленные истцом акты разграничения балансовой принадлежности не являются приложением к договору, следовательно, не относятся к регулированию спорного вопроса сторон по настоящему делу. Таким образом, суды обоснованно приняли приложение N 2 к договору в редакции, предложенной ответчиком - обществом "Энергосбыт Плюс".
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального или процессуального права, а также несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся доказательствам.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее.
Вместе с тем доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 АПК РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 13031/12).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2014 по делу N А71-7452/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" Удмуртский филиал, открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.