Екатеринбург |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А71-5017/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики (ИНН 1835062672 ОГРН 1041805001380; далее - Управление Росреестра, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.08.2013 по делу N А71-5017/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
автономного учреждения Удмуртской Республики "Удмуртлес" (ИНН 1832025104 ОГРН 1021801434160; далее - АУ УР "Удмуртлес") - Сорокина С.В. (доверенность от 05-14У);
Управления Росреестра - Фролова В.Б. (доверенность от 25.12.2013 N 42);
Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство) - Скачков А.Н. (доверенность от 01.01.2014 N 2014-5).
АУ УР "Удмуртлес" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании отказа Управления Росреестра от 27.02.2013 N 01/024/2013-012 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью 5,0 га, с условным номером 94:224:12:0585, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Кезский р-н, Кезское лесничество, квартал 46 (выд.18), недействительным; обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанный лесной участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.08.2013 (судья Волкова О.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Никольская Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
Управление Росреестра обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, распоряжение спорным лесным участком в виде передачи его в постоянное бессрочное пользование может быть осуществлено на основании решения о разделе исходного лесного участка, принятого уполномоченным органом только после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный (образованный) лесной участок. Ссылаясь на положения ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, Управление Росреестра полагает, что предоставление в постоянное бессрочное пользование части земельного участка в составе исходного земельного участка не предусмотрено. Заявитель жалобы указывает также, что в данном случае не подлежат применению положения ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), поскольку исходный лесной участок является ранее учтенным, кадастровый учет в отношении него произведен, в связи с чем Управлением Росреестра обоснованно отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
В отзывах на кассационную жалобу АУ УР "Удмуртлес", Министерство просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов судов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что в отношении лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 18-18-11/006/2008-104 общей площадью 138528 га, с разрешенным использованием: запретные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, зеленая зона, эксплуатационные леса, особо охраняемые природные территории, защитные полосы вдоль дорог, расположенный по адресу: Удмурсткая Республика, Кезский р-н, ГУ УР "Кезское лесничество", Кулигинское участковое лесничество, квартала: 1-231 (площадь 35970 га), Ключевское участковое лесничество, квартала: 1-186 (площадь 25947 га), Чепецкое участковое лесничество, квартала: 1-161 (площадь 24618 га), Лесное участковое лесничество, квартала: 1-171 (площадь 24127 га), Кузьминское участковое лесничество, квартала: 1-186 (площадь 27866 га) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что следует из повторного свидетельства о государственной регистрации права от 04.09.2008 (л.д. 22).
Приказом Министерства от 15.11.2010 N 1122 в постоянное (бессрочное) пользование для выращивания посадочного материала АУ УР "Удмуртлес" предоставлены земли лесного фонда, занятые лесными питомниками в составе лесных участков, в том числе Кезское лесничество, Лесное участковое лесничество, квартал 46 (выдел 18) лесной участок площадью 5,0 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 585-2010-08 (л.д. 11-13).
АУ УР "Удмуртлес" обратилось к Управлению Росреестра с заявлением от 10.01.2013 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью 5,0 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Кезский р-н, Кезское лесничество, Лесное участковое лесничество, квартал 46 (выдел 18).
Согласно распискам регистрирующего органа от 10.01.2013 и от 26.02.2013 на государственную регистрацию также представлены также план земельного участка, приказ Министерства от 15.11.2010 N 1122, письмо Министерства от 25.02.2013 N 06-28/625.
Управлением Росреестра принято решение от 25.01.2013 о приостановлении государственной регистрации сроком на 1 месяц ввиду того, что АУ УР "Удмуртлес" не представлено решение об образовании лесного участка, заявление о государственной регистрации права Российской Федерации на вновь образованный лесной участок.
Письмом от 27.02.2013 N 01/024/2013-0121 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок в соответствии с абз. 10. п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), поскольку спорный лесной участок образован в результате раздела другого лесного участка, право собственности на который ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при этом заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованный участок и решение об образовании лесного участка не представлены.
Полагая данный отказ незаконным, АУ УР "Удмуртлес" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая обжалуемый отказ незаконным, суды исходили из того, что заявителем на регистрацию представлены все необходимые документы. Земельный участок включен в лесной реестр, имеется план лесного участка и карты схемы расположения и границ лесного участка, что свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре, в силу чего решения о его разделе и постановке на кадастровый учет не требуется.
Выводы судов являются правильными, основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
Согласно положениям ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
Статьей п. 3 ст. 39.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки государственным учреждениям, муниципальным учреждениям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
На основании ст. 7, ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 1, 2 ст. 4.2 Вводного Закона).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Согласно ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предоставляемый лесной участок включен в лесной реестр, указан номер учетной записи участка в государственном лесном реестре 585-2010-08, в отношении его имеются план и карта-схема расположения и границы лесного участка. Представлено свидетельство от 04.09.2008 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда площадью 138528 га, с кадастровым (условным) номером лесного участка 18-18-11/006/2008-104, в состав которого входит предоставленный лесной участок площадью 5,0 га в квартале 46, выдел 18.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования не соответствующим закону и удовлетворили заявленные требования.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о необходимости принятия решения о разделении и постановки участка на кадастровый учет.
Иные доводы Управления Росреестра, не опровергают правильности выводов судов, сделанных на основании положений ст. 4.4 Вводного закона.
Управлением Росреестра заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Данное ходатайство судом кассационной инстанции отклонено на основании ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе,
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.08.2013 по делу
N А71-5017/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 7, ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
...
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2014 г. N Ф09-208/14 по делу N А71-5017/2013