Екатеринбург |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А76-8628/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Василенко С. Н., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2013 по делу N А76-8628/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества - Петрова Н.Н. (доверенность от 08.08.2013);
Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2 (далее - Фонд) - Адгамова С.И. (доверенность от 31.12.2013), Авдиенок Е.А. (доверенность от 31.12.2013).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Фонду о признании недействительным решения от 14.02.2013 N 51/689 н/с о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 1 439 836,75 руб., доначисления страховых взносов в сумме 7 199 183,74 руб., начисления пени в сумме 693 837,57 руб. за несвоевременную уплату сумм страховых взносов.
Решением суда от 10.09.2013 (судья Белый А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А, Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод судов о самостоятельности Дистанции защитных лесонасаждений как страхователя, противоречащим ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Заявитель кассационной инстанции полагает, что не может являться правомерным присвоение подразделению отдельной группы риска и применение иных страховых ставок по иному классу риска, чем основному предприятию.
Как установлено судами, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003 МИФНС России N 39 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1037739877295.
Дистанция защитных лесонасаждений (далее - Дистанция) является структурным подразделением Южно - Уральской железной дороги - филиала Общества.
Фондом в отношении Общества по месту нахождения Дистанции проведена выездная проверка за период с 01.01.2011 по 31.08.2012 в связи с ликвидацией на основании приказа Общества от 02.05.2012 N 36.
По результатам выездной проверки сделан вывод о занижении размера страховых взносов, занижении класса профессионального риска ввиду неправильного определения вида экономической деятельности, составлен акт от 29.12.2012 N 689, в котором отражено, что Общество исчисляло взносы исходя из вида деятельности "деятельность магистрального железнодорожного транспорта" (ОКВЭД 60.10.1) со страховой ставкой 0,4% по 3 классу профессионального риска.
В ходе проверочных мероприятий Фондом установлено, что основной вид деятельности филиала относится к коду ОКВЭД 02.01 "Лесоводство и лесозаготовки", которому соответствует 28 класс профессионального риска, в связи с чем следовало применять страховой тариф 6,1 %.
По результатам выездной проверки Фондом вынесено решение от 14.02.2013 N 51/689 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страхований от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 439 836,75 руб., доначисления страховых взносов в сумме 7 199 183,74 руб., начисления пени в сумме 693 837,57 руб. за несвоевременную уплату сумм страховых взносов
Считая указанное решение Фонда незаконным, Общество обжаловало его в порядке подчиненности.
Решением Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования N 16 от 20.03.2013 решение от 14.02.2013 N 51/689н/с оставлено без изменения.
Полагая, что решение Фонда вынесено с нарушением норм законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Дистанцией, как самостоятельным страхователем, не представлено доказательств, подтверждающих фактическое осуществление им деятельности по коду ОКВЭД 60.10.1 (деятельность магистрального железнодорожного транспорта), являющегося основным видом деятельности непосредственно Общества.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В статье 4 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательность уплаты страхователями страховых взносов и дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно ст. 3, 6 данного закона страхователем являются юридические лица и юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.
В силу ст. 7, ст. 10 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц" юридическому лицу присваивается регистрационный номер страхователя и устанавливается класс профессионального риска.
В соответствии со ст. 14, 16 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 "Регистрация в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации" страхователю присваивается регистрационный номер отличный от регистрационного номера юридического лица и устанавливается класс профессионального риска.
В силу статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно ст. 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
В силу п. 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок) основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации документы, предусмотренные п. 3 Порядка.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (п. 11 Порядка).
В пункте 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила), предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Согласно п. 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил).
В соответствии с п. 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу п. 14 Правил, если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Суды верно отметили, что в п. 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", в связи с чем вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия, должен быть установлен фактически тот вид деятельности, которым занимается данное лицо.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды верно заключили, что основной вид деятельности филиала Фондом определен правильно и соответствует коду ОКВЭД 20.01 "лесоводство и лесозаготовки".
При этом суды пришли к правомерному выводу о том, что результатами проверки правильно установлено, что все ресурсы обособленного подразделения Дистанции, а именно: оборудование, рабочая сила, технологии, основные средства и т.д. в проверяемом периоде были объединены в производственный процесс, связанный с лесоводством и лесозаготовкой, для обеспечения защиты пути, подвижного состава и сооружений железнодорожного транспорта, созданию условий для безопасного и бесперебойного движения поездов путем эксплуатации и создания лесонасаждений; договоры перевозки страхователем не заключались; выручка от оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты, осуществляемых на основании договоров перевозки, на расчетный счет Дистанции в течение проверяемого периода не поступала; доходы по виду деятельности "перевозки" в бухгалтерском учете не отражена.
Судами установлено, что согласно оборотно-сальдовым ведомостям, выручка по видам деятельности за 2010 г. составила всего 3 679 174,98 руб., в том числе: 23 063,45 руб. - предоставление услуг по теплоснабжению; 2 605 595,39 руб. - продажа готовой продукции (дров, пиломатериалов, посадочного материала); 750 516,14 руб. - прочие услуги; за 2011 год составила всего: 3 778 727,18 руб., в том числе: 360 009,99 руб. - предоставление услуг по теплоснабжению; 2 281 611,28 руб. - продажа готовой продукции (дров, пиломатериалов, посадочного материала); 1 137 105,91 руб. - прочие услуги.
Таким образом основная выручка Дистанции за 2010 и 2011 год была получена за счет продажи сторонним организациям и физическим лицам готовой продукции (дров, пиломатериалов, посадочного материала) - что составило 70,82% финансового результата за 2010 год (2 605 595,39: 3 679 174,98 * 100 = 70,82%) и 68,38% финансового результата за 2011 год (2 281 611,28: 3 778 727,18 * 100 = 68,38%) соответственно.
Суды верно указали, что деятельность Дистанции как обособленного подразделения обладает признаками самостоятельной классификационной единицы и направлена на осуществление самостоятельного вида предпринимательской деятельности, что подтверждается также наличием определенного вида имущества (лесопитомника, многолетние лесонасаждения), технического оборудования, работников соответствующих профессий.
Деятельность страхователя как фактически осуществляющего деятельность железнодорожного транспорта, не подтверждена. Фондом, в свою очередь, представлены доказательства осуществления страхователем деятельности по ОКВЭД 02.01 "лесоводство и лесозаготовки".
При таких обстоятельствах верным является вывод судов о том, что основной вид деятельности филиала Фондом определен правильно и соответствует коду ОКВЭД 20.01 "лесоводство и лесозаготовки", оснований для признания недействительным решения от 14.02.2013 N 51/689 н/с не имеется.
Судами не установлено наличие обстоятельств, которые с учетом действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания, выражающих требования справедливости и предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П), могут быть квалифицированы в качестве смягчающих ответственность.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, по существу указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2013 по делу N А76-8628/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила), предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
...
Судами не установлено наличие обстоятельств, которые с учетом действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания, выражающих требования справедливости и предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П), могут быть квалифицированы в качестве смягчающих ответственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2014 г. N Ф09-812/14 по делу N А76-8628/2013