Екатеринбург |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А71-2637/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.08.2013 по делу N А71-2637/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве Специального строительства" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий фонда, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 106 422 руб. 22 коп. и в сумме 14 152 руб. 54 коп., а также обязании фонда возвратить указанную сумму излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 6 028 руб. 82 коп. и в сумме 11 руб. 89 коп. с дальнейшим начислением на сумму долга 106 422 руб. 22 коп., исходя из 1/300 ставки рефинансирования равной 8, 25%, начиная с 07.08.2013 по день фактической оплаты долга.
В судебном заседании 06.08.2013 предприятием заявлен отказ от заявленных требований в части признания незаконными действий управления, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 14 152 руб. 54 коп., и взыскания процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в размере 11 руб. 89 коп. Судом отказ от требований в указанной части принят, производство по делу в указанной части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07.08.2013 (судья Валиева З.Ш.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) действия фонда, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 106 422, 22 руб. Суд обязал управление возвратить предприятию излишне уплаченные страховые взносы в указанной сумме. С фонда в пользу предприятия взысканы проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 6 028 руб. 82 коп. с начислением процентов на сумму долга в сумме 106 422 руб. 22 коп.
В части признания незаконными действий фонда, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 14 152 руб. 54 коп., взыскания процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в размере 11 руб. 89 коп., производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Фонд в кассационной жалобе указывает на обоснованность отказа в возврате предприятию спорной суммы, поскольку оно обратилось с заявлением о возврате за пределами трехлетнего срока установленного Федеральным законом.
Заявитель жалобы полагает, что ни из заявления предприятия от 10.12.2012, акта сверки с налоговым органом от 26.10.2012, приложенным к заявлению не усматривается, что излишне уплаченные страховые взносы перечислены за ФГУП "Строительное управление N 615 при Спецстрое России".
Фонд в кассационной жалобе ссылается на нарушение предприятием досудебного порядка урегулирования спора, поскольку предприятие обратилось в управление с иным актом сверки, произведенным с налоговым органом от 26.10.2012, нежели акт сверки от 18.01.2012, представленный с заявлением в Арбитражный суд.
Фонд указывает также на невозможность возврата излишне уплаченных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 106 422 руб. 22 коп. ввиду наличия в бюджете Пенсионного фонда задолженности предприятия по пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 531 руб. 50 коп., пени на страховые взносы в Федеральный обязательного медицинского страхования в сумме 281 руб. 56 руб. и пени на страховые взносы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1915 руб. 85 коп.
Кроме того, управление несогласно с решением суда о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов, считая, что проценты должны исчисляться со дня вступления в силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения спора о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
По мнению предприятия, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы управления направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с Положением "Об управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в г. Ижевске (межрайонном) Удмуртской Республики", утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда России от 28.04.2007 N 100П, управление является территориальным органом Пенсионного фонда России, на него возложены функции органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе деятельность по возврату излишне уплаченных страховых взносов.
Учитывая, что органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета по настоящему делу является управление, суды верно заключили, что предприятие правомерно обратилось с требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов к данному управлению.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей, предусмотрен п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу п. 11 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При этом решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (14 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 15 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ до истечения срока, установленного ч. 14 данной статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Согласно распоряжению Росимущества от 28.10.2011 N 2609-р Федеральное государственное унитарное предприятие "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 615 при Спецстрое России".
Предприятие, являющееся правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 615 при Спецстрое России", выявило, что перечисленные денежные средства в сумме 106 422 руб. 22 коп., являются излишне уплаченными страховыми взносами, направленными на накопительную часть трудовой пенсии, что подтверждается актом совместной сверки расчетов предприятия с налоговым органом от 18.01.2012, от 26.10.2012, письмом управления от 02.06.2013 N 12097/16-16.
В связи с установлением факта излишней уплаты страховых взносов предприятие 10.12.2012 обратилось в управление с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 152 790 руб. 30 коп.
Письмом от 13.01.2013 N 26944/15-16 управление отказало предприятию в возврате излишне уплаченных страховых взносов в названной сумме по причине отсутствия переплаты у управления.
На повторное обращение предприятия в фонд с заявлением от 13.05.2013 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 106 422 руб. 22 коп., управление сообщило письмом от 21.05.2013 N 9297/15-16 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в названной сумме, мотивировав свой отказ несоответствием поданного предприятием заявления, форме, установленной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.12.2009 N 979г, указав при этом на то, что по состоянию на 15.05.2013 за предприятием числится задолженность по страховым взносам и штрафам за 2012 год.
Полагая, что действия управления, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, являются незаконными, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды установили, что форма заявления предприятия о возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд России страховых взносов соответствует форме, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н (Приложение N 5 к Приказу); предприятием к заявлению был приложен акт совместной сверки с налоговым органом от 26.10.2012 с указанием суммы переплаты; доказательств наличия недоимки в материалы дела фондом не представлено; факт излишней уплаты страховых взносов в указанной сумме подтвержден управлением в письме N 12097/16-16Ю, и пришли к обоснованному выводу о том, что действия управления, выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 106 422 руб. 22 коп. являются незаконными.
Доказательств иного, фондом в материалы дела не представлено.
Суды верно заключили, что предприятием соблюден трехгодичный срок, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ для подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исчисляемый с 10.12.2012 года - с даты первоначального обращения предприятия в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Правильным является также вывод судов о правомерности начисления предприятием процентов, за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 6 028 руб. 82 коп. в силу п. 17 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом суды первой и апелляционной инстанций, установив факт переплаты по страховым взносам, признали верным и соответствующим требованиям действующего законодательства расчет процентов, предоставленный предприятием за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 6 028 руб. 82 коп.
Доказательств обратного фондом в материалы не представлено.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования предприятия.
Довод фонда о том, что ни из заявления предприятия от 10.12.2012, акта сверки с налоговым органом от 26.10.2012, приложенным к заявлению не усматривается, что излишне уплаченные страховые взносы перечислены за ФГУП "Строительное управление N 615 при Спецстрое России", обоснованно не принят судами, поскольку управление имело возможность уточнить у предприятия соответствующие сведения, однако, никаких мер по установлению действительной обязанности по уплате страховых взносов или возврату излишней уплаты не предприняло.
Довод управления о наличии у предприятия в бюджете Пенсионного фонда задолженности предприятия по пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 531 руб. 50 коп., по пени на страховые взносы в ФФОМС в сумме 281 руб. 56 руб., по пени на страховые взносы в ТФОМС в сумме 1915 руб. 85 коп., судом кассационной инстанции не принимается, поскольку он рассмотрен и правомерно не принят судами, с указанием на возможность у фонда самостоятельного проведения зачета в счет погашения имеющейся недоимки по страховым взносам и пени за счет переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, а оставшуюся после зачета сумму вернуть страхователю.
Довод управления об истечении трехлетнего срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, о неправомерном взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов, судом кассационной инстанции не принимается, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Иные доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права; кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции не имеется в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.08.2013 по делу N А71-2637/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды установили, что форма заявления предприятия о возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд России страховых взносов соответствует форме, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н (Приложение N 5 к Приказу); предприятием к заявлению был приложен акт совместной сверки с налоговым органом от 26.10.2012 с указанием суммы переплаты; доказательств наличия недоимки в материалы дела фондом не представлено; факт излишней уплаты страховых взносов в указанной сумме подтвержден управлением в письме N 12097/16-16Ю, и пришли к обоснованному выводу о том, что действия управления, выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 106 422 руб. 22 коп. являются незаконными.
...
Суды верно заключили, что предприятием соблюден трехгодичный срок, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ для подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исчисляемый с 10.12.2012 года - с даты первоначального обращения предприятия в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Правильным является также вывод судов о правомерности начисления предприятием процентов, за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 6 028 руб. 82 коп. в силу п. 17 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом суды первой и апелляционной инстанций, установив факт переплаты по страховым взносам, признали верным и соответствующим требованиям действующего законодательства расчет процентов, предоставленный предприятием за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 6 028 руб. 82 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2014 г. N Ф09-381/14 по делу N А71-2637/2013