Екатеринбург |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А60-22424/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Ященок Т. П., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279; далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2013 по делу N А60-22424/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель учреждения - Заостровская В.В. (доверенность от 25.12.2013)
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к председателю ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно - градостроительное бюро" Лягаевой И.А. (далее - председатель ликвидационной комиссии общества) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (далее - инспекция) о признании незаконными действий (бездействия) председателя ликвидационной комиссии, выразившихся в неисполнении законодательства при ликвидации общества, а также обязании инспекции восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об обществе "Архитектурно - градостроительное бюро", указав на то, что это юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Решением суда от 20.09.2013 (судья Италмасова Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу. Заявитель жалобы считает, что обязанность исчислить и внести капитализированные платежи при ликвидации юридического лица в Фонд социального страхования Российской Федерации полностью лежит на председателе ликвидационной комиссии. Однако в нарушение требований ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) ликвидатор письменно не уведомил кредитора - учреждение о ликвидации общества, не произвёл расчёт с ним, председатель направил промежуточный ликвидационный баланс, не указав задолженность по капитализированным платежам. По мнению учреждения, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчёты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что в инспекцию представлено решение от 06.11.2012 N 2 Единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-градостроительное бюро" о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-градостроительное бюро" (далее - ООО "Архитектурно-градостроительное бюро") (п.1), о назначении на должность ликвидатора - Лягаеву Ираиду Анатольевну (п.2), уведомить регистрирующий орган и внебюджетные фонды и всех заинтересованных лиц о принятом решении (п.3), опубликовать сообщение о ликвидации в журнале Вестник государственной регистрации (п.4).
Инспекцией 28.11.2012 получено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица - ООО "Архитектурно-градостроительное бюро" по форме N Р15001, уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора по форме N Р15002.
Инспекцией 05.03.2013 получено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 с промежуточным бухгалтерским балансом на 31.12.2012; заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 с ликвидационным балансом на 22.02.2013.
Инспекцией 13.03.2013 принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Архитектурно-градостроительное бюро" (ИНН 6609010949) в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ссылаясь на то, что действия председателя ликвидационной комиссии и инспекции незаконны, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) председателя ликвидационной комиссии, выразившихся в неисполнении законодательства при ликвидации общества, и обязании инспекции восстановить в ЕГРЮЛ запись об ООО "Архитектурно - градостроительное бюро".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии нарушении порядка ликвидации юридического лица.
Согласно положениям ст. 62, 63 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный органПенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. пп. "а", "б" п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что обществом нарушений порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного ст. 63 Гражданского кодекса, не допущено; в регистрирующий орган представлены все необходимые для регистрации документы.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, учреждением в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела не представлено.
Довод учреждения, указанный в кассационной жалобе, о представлении председателем ликвидационной комиссии общества в регистрирующий орган недостоверной информации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку являлся предметом рассмотрения судов обеих инстанций.
Судами правомерно указано, что сведения, представленные юридическим лицом, носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Судами обоснованно учтено, что согласно имеющемуся в деле расчету за первый квартал 2013 года по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представленному председателем ликвидационной комиссии Лягаевой И.А. от 13.03.2013 задолженность перед учреждением отсутствует; отчёт принят сотрудником регионального отделения ФСС, что подтверждается отметкой на расчете.
Таким образом, судами установлено, что материалы дела не содержат доказательств наличия соответствующей задолженности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у инспекции отсутствуют законодательно закрепленные обязанности проверять представленные документы и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при этом в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт представления в регистрирующий орган ликвидатором общества всех необходимых документов, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды пришли к правильному выводу, что правовых оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества не имелось.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решений арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2013 по делу N А60-22424/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н.Василенко |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обоснованно учтено, что согласно имеющемуся в деле расчету за первый квартал 2013 года по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представленному председателем ликвидационной комиссии Лягаевой И.А. от 13.03.2013 задолженность перед учреждением отсутствует; отчёт принят сотрудником регионального отделения ФСС, что подтверждается отметкой на расчете.
Таким образом, судами установлено, что материалы дела не содержат доказательств наличия соответствующей задолженности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у инспекции отсутствуют законодательно закрепленные обязанности проверять представленные документы и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при этом в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт представления в регистрирующий орган ликвидатором общества всех необходимых документов, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды пришли к правильному выводу, что правовых оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2014 г. N Ф09-792/14 по делу N А60-22424/2013