Екатеринбург |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А60-55661/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Анненковой Г.В., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - общество, заявитель; ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2015 по делу N А60-55661/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган; ОГРН 1096671008345, ИНН 6671290250) о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.10.2014 N 29-00-24/89 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Военная прокуратура Чебаркульского гарнизона (далее - военная прокуратура).
Решением суда от 16.02.2015 (судья Иванова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (судьи Риб Л.Х., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении дела об административном правонарушения не по месту совершения последнего.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит, обжалуемые судебные акты оставить без изменения считает их законными и обоснованными, а доводы, приведенные в кассационной жалобе несостоятельными.
Военная прокуратура в своем отзыве на кассационную жалобу также просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании материалов дела судами установлено, что на основании поступившей жалобы военной прокуратурой проведена проверка исполнения обществом в филиале "Екатеринбургский" (Челябинская область, г. Чебаркуль, военный городок N 1) законодательства о теплоснабжении, в том числе, правил эксплуатации тепловых сетей военного городка N 1.
В ходе проверки установлены факты эксплуатации обществом закрепленных за ним тепловых сетей с нарушением п. 6.1.31, 6.2.25, 6.1.33, 6.2.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила), а именно: не проведены работы по поддержанию в исправном состоянии, а также восстановлению тепловой изоляции тепловых сетей военного городка N 1 Чебаркульского гарнизона, вследствие чего на участке тепловой сети, проложенной между жилыми домами N 39 и 19, протяженностью 5 метров отсутствует наружная изоляция тепловых сетей; отсутствует защита участка тепловой сети, проложенного вне помещений, от влаги, вследствие чего данный участок тепловых сетей затоплен, в лотке находится вода; отсутствует гидроизоляции на воде трубопровода тепловых сетей в жилом доме N 41 по ул. Каширина, предотвращающая проникновение воды в здание вследствие чего подвал жилого дома на момент проведения проверки затоплен водой; при эксплуатации тепловых сетей военного городка N 1 Чебаркульского гарнизона, проложенных между жилыми домами N 39 и 19 протяженностью 5 метров, не обеспечена исправность ограждающих конструкций, препятствующих доступу посторонних лиц, отсутствует ограждение на указанном участке.
По результатам проверки заместителем военного прокурора Чебаркульского гарнизона 07.11.2014 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 9.11 Кодекса.
Материалы административного производства направлены в управление, к подведомственности которого отнесено рассмотрение административных дел по ст. 9.11 Кодекса.
Постановлением управления от 10.12.2014 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 Кодекса, в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Считая постановление управления о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения и отсутствия нарушений порядка административного производства. Вместе с тем суд первой инстанции посчитал необоснованным наложение штрафа в размере, превышающем минимальный, установленный санкцией ст. 9.11 Кодекса, в связи с чем признал незаконным постановление в части наложения штрафа, превышающего 20 000 руб.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Уральского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 9.11 Кодекса нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, связанные с содержанием сетей теплоснабжения, регулируются Правилами.
Правилами определены основные и организационные требования к эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей, выполнение которых обеспечивает исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, надежное и экономичное теплоснабжение потребителей, в частности эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом (п. 2.1.1).
Тепловые энергоустановки должны содержаться в работоспособном состоянии, их эксплуатация осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдения требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; должно производиться своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичной и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок (п. 2.2.1). Пунктом 6.1.30 установлено, что наружные поверхности трубопроводов и металлических конструкций тепловых сетей (балки, опоры, фермы, эстакады и др.) необходимо выполнять защищенными стойкими антикоррозионными покрытиями.
Для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов (п. 6.1.31 Правил).
Согласно п. 6.2.25 Правил при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и л ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.
Судами установлено, что заявитель осуществляет эксплуатацию и содержание тепловых сетей Министерства обороны Российской Федерации на основании государственного контракта на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций от 01.11.2012 N 3-ТХ.
Тепловые сети военного городка N 1 Чебаркульского гарнизона, а также иные инженерные сооружения и объекты недвижимого имущества, переданы от Минобороны России в лице руководителя ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" в безвозмездное пользование общества по акту приема-передачи объекта недвижимого имущества, который является приложением к договору безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ от 12.10.2011 N БП-9.
Материалами дела, в том числе актом осмотра принадлежащих обществу тепловых сетей, расположенных в военном городке N 1 Чебаркульского гарнизона от 10.10.2014, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.11.2014, подтверждено, что заявителем при эксплуатации тепловых сетей допущены вышепоименованные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок
Суды обеих инстанций, оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, акт осмотра принадлежащих обществу тепловых сетей, расположенных в военном городке N 1 Чебаркульского гарнизона от 10.10.2014, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.11.2014, пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что при вынесении оспариваемого постановления были нарушены установленные правила территориальной подведомственности административных споров, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку суды не установили таких существенных нарушений управлением требований Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов о применении норм действующего законодательства соответствуют материалам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2015 по делу N А60-55661/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.