Екатеринбург |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А07-12845/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания N 1 по РБ" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2013 по делу N А07-12845/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Урманцев С.Р. (доверенность от 01.11.2013), Варицкий В.Н. (доверенность от 01.11.2013);
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы в сфере транспорта - Косолапов А.О. (доверенность от 06.05.2013 N Д03-2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) от 05.07.2013 АТД N 6Д о проведении внеплановой документарной проверки.
Решением суда от 08.10.2013 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Баканов В.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды не рассмотрели дело по существу заявленных требований в части правовой оценки соответствия оспариваемых положений распоряжения требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В представленном отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Судами установлено, что на основании поступившей в адрес административного органа из УГИБДД ОМВД РФ по Республике Башкортостан 03.06.2013 информации о дорожно-транспортном происшествии с участием автобуса ГАЗ 32213, гос. номер Т480РА102RUS, под управлением водителя Комарова А.И., 1984 г.р., в результате которого пострадало (ранено) 2 человека, управлением вынесено распоряжение от 05.07.2013 АТД N 6Д о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя в период с 16.07.2013 по 12.08.2013.
Суды выявили, что в тексте распоряжения подробно изложены предмет проверки, сроки ее проведения с 16.07.2013 по 12.08.2013, правовые основания ее проведения, перечень мероприятий по контролю и перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей проверки, оспариваемое распоряжение издано в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что распоряжение соответствует действующему законодательству, а поскольку фактически проверка не была проведена, никаких проверочных мероприятий не осуществлено, оспариваемым распоряжением на общество не возлагается какая-либо обязанность, то изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, из заявления общества следует, что оно обжаловало спорное распоряжение в части указания в п. 4 ссылки на основание для проведения проверки информации от 03.06.2013 о дорожно-транспортном происшествии из УГИБДД отдела МВД России по Республике Башкортостан, с участием автобуса ГАЗ-32213 гос.номер Т480РА102RUS под управлением водителя Комарова А.И., 1984 г.р., в результате которого пострадало (ранено) 2 человека;
- указания в п. 7 правовых оснований проведения проверки содержащихся в абзацах 2-4 (Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности");
- указания в п. 7 перечня нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых является предметом проверки сведений о нормативных правовых актах, содержащихся в абзацах 6, 7, 14, 15, 18-24 (постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", Положения "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, Приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", Приказа Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86 "Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439", Указа Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров", Указа Президента РФ от 06.04.1994 N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования", постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87 "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090", постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
- указания в п. 8 мероприятий по контролю на обследование используемых при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, подобных объектов, транспортных средств, на оценку принимаемых мер по исполнению лицензионных требований и условий, на обследование выполняемых работ, предоставляемых услуг;
- указания в п. 10 перечня документов, предоставление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки содержание подпунктов 1, 4, 7, 8, 10-12, 14 и *(лицензии (в случае осуществления лицензируемых пассажирских перевозок) + свидетельства о внесении в единый государственный реестр + свидетельства о постановке на налоговый учет, копии трудовых договоров с водителями и копии трудовых книжек, а также водителя Комарова Артема Ивановича (в соответствии с п. 2.3.1 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2), сведений о прохождении стажировки водителей, в том числе водителя Комарова Артема Ивановича, справок (журналов регистрации), подтверждающие сроки проведения инструктажей водителей, а также инструкций, по которым проводились инструктажи водительского состава, в том числе водителя Комарова Артема Ивановича, сведений об учете пробега и организации технического обслуживания автомобилей, а также ГАЗ-32213, государственный номер Т480РА 102RUS за последние полгода (в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, журналов сверки с ГИБДД по нарушениям ПДД и ДТП за последние 6 месяцев + сборника нормативной документации (в соответствии с "Правилами учета ДТП", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647; приказом Минтранса Российской Федерации от 02.04.1996 N 22 "Об утверждении формы учета ДТП владельцами транспортных средств"; должностных инструкций механика на выпуске транспортных средств на линию, диспетчера; копий паспортов маршрута, актов обследования дорожных условий на маршрутах, схем опасных участков и расписаний движения (в соответствии с разделом II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112; Приказом Минавтотранспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200), документов, подтверждающих согласование и утверждение остановочных пунктов на маршрутах общего пользования, в соответствии с разделом 4.6 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, копии договоров на право осуществления перевозок).
Из вышеизложенного следует, что обществом оспариваются отдельные положения упомянутого распоряжения.
Пунктом 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения по делу арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Между тем из содержания обжалуемых судебных актов усматривается, что суды, придя к правильному выводу о наличии у Управления полномочий на принятие распоряжения о проведении внеплановой проверки, доводы общества о его несогласии с отдельными пунктами в нарушение требований процессуальных норм, не рассмотрели.
Судами обеих инстанций не дана правовая оценка соответствия оспариваемых положений обозначенного распоряжения требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Также судом не рассматривались основания включения оспариваемых положений в названное распоряжение.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судами не проверялись правовые обоснования вышеуказанных положений распоряжения, выводы судов об их соответствии закону являются преждевременными.
Ввиду того, что возражения общества о несогласии с отдельными пунктами распоряжения не рассматривались, суд кассационной инстанции полагает выводы судов об отсутствии нарушений прав и законных интересов необоснованными.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что у суда кассационной инстанции не имеется полномочий на установление фактических обстоятельств по делу и оценку доказательств, то дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить отмеченные недостатки, оценить доводы и возражения сторон и разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2013 по делу N А07-12845/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды выявили, что в тексте распоряжения подробно изложены предмет проверки, сроки ее проведения с 16.07.2013 по 12.08.2013, правовые основания ее проведения, перечень мероприятий по контролю и перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей проверки, оспариваемое распоряжение издано в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что распоряжение соответствует действующему законодательству, а поскольку фактически проверка не была проведена, никаких проверочных мероприятий не осуществлено, оспариваемым распоряжением на общество не возлагается какая-либо обязанность, то изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, из заявления общества следует, что оно обжаловало спорное распоряжение в части указания в п. 4 ссылки на основание для проведения проверки информации от 03.06.2013 о дорожно-транспортном происшествии из УГИБДД отдела МВД России по Республике Башкортостан, с участием автобуса ГАЗ-32213 гос.номер Т480РА102RUS под управлением водителя Комарова А.И., 1984 г.р., в результате которого пострадало (ранено) 2 человека;
- указания в п. 7 правовых оснований проведения проверки содержащихся в абзацах 2-4 (Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности");
- указания в п. 7 перечня нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых является предметом проверки сведений о нормативных правовых актах, содержащихся в абзацах 6, 7, 14, 15, 18-24 (постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", Положения "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, Приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", Приказа Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86 "Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439", Указа Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров", Указа Президента РФ от 06.04.1994 N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования", постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87 "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090", постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
- указания в п. 8 мероприятий по контролю на обследование используемых при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, подобных объектов, транспортных средств, на оценку принимаемых мер по исполнению лицензионных требований и условий, на обследование выполняемых работ, предоставляемых услуг;
- указания в п. 10 перечня документов, предоставление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки содержание подпунктов 1, 4, 7, 8, 10-12, 14 и *(лицензии (в случае осуществления лицензируемых пассажирских перевозок) + свидетельства о внесении в единый государственный реестр + свидетельства о постановке на налоговый учет, копии трудовых договоров с водителями и копии трудовых книжек, а также водителя Комарова Артема Ивановича (в соответствии с п. 2.3.1 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2), сведений о прохождении стажировки водителей, в том числе водителя Комарова Артема Ивановича, справок (журналов регистрации), подтверждающие сроки проведения инструктажей водителей, а также инструкций, по которым проводились инструктажи водительского состава, в том числе водителя Комарова Артема Ивановича, сведений об учете пробега и организации технического обслуживания автомобилей, а также ГАЗ-32213, государственный номер Т480РА 102RUS за последние полгода (в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, журналов сверки с ГИБДД по нарушениям ПДД и ДТП за последние 6 месяцев + сборника нормативной документации (в соответствии с "Правилами учета ДТП", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647; приказом Минтранса Российской Федерации от 02.04.1996 N 22 "Об утверждении формы учета ДТП владельцами транспортных средств"; должностных инструкций механика на выпуске транспортных средств на линию, диспетчера; копий паспортов маршрута, актов обследования дорожных условий на маршрутах, схем опасных участков и расписаний движения (в соответствии с разделом II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112; Приказом Минавтотранспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200), документов, подтверждающих согласование и утверждение остановочных пунктов на маршрутах общего пользования, в соответствии с разделом 4.6 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, копии договоров на право осуществления перевозок).
...
Судами обеих инстанций не дана правовая оценка соответствия оспариваемых положений обозначенного распоряжения требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2014 г. N Ф09-977/14 по делу N А07-12845/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12845/13
13.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-977/14
10.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12315/13
08.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12845/13