Екатеринбург |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А60-22192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" (далее - Комитет) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А60-22192/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Комитета - Крапивкина Е.А. (доверенность от 01.10.2013 N 38).
От открытого акционерного общества "Уфалейникель" (далее - общество "Уфалейникель") суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Уфалейникель" (ИНН: 7402001769, ОГРН: 1027400543664) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Комитету (ИНН: 6632027858, ОГРН: 1086632000465) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 26.01.2012 N 3028 в части приложения N 1 "арендная плата за период с 14.09.2012 по 31.12.2012".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2013 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Никольская Е.О.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены. Признано недействительным (ничтожным) приложение N 1 к договору аренды от 26.01.2012 N 3028 в части применения в расчете арендной платы за период с 14.09.2012 по 31.12.2012 ставки арендной платы в размере 2079,04.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление апелляционного суда, решение оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582), неполное выяснение судом имеющих существенное значение для дела обстоятельств. Заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2.1, 4.2 договора аренды от 26.01.2012 арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять размер арендной платы на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, Свердловской области, муниципального образования "Серовский городской округ". Комитет ссылается на то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) общество "Уфалейникель" классифицируется под кодами 27.45 - производство прочих цветных металлов, 27.44 - производство меди, то есть в целях определения и применения ставки арендной платы данное общество должно быть отнесено к предприятиям цветной металлургии. Заявитель согласен с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не доказана экономическая необоснованность нового размера арендной платы.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Уфалейникель" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 26.01.2012 между муниципальным образованием Серовского городского округа (арендодатель) и обществом "Уфалейникель" (арендатор) заключен договор N 3028 аренды земельного участка с кадастровым номером 66:23:0102001:715, площадью 1759000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., Серовский р-н, п. Еловка Новая, вид целевого использования - карьер силикатных и никелевых руд.
В п. 4.1 договора и приложении N 1 к договору установлено, что размер арендной платы за период с 26.01.2012 по 26.12.2012 составляет 310045 руб. 38 коп.
Согласно приложению N 1 к договору размер арендной платы определен сторонами исходя из ставки арендной платы в размере 160.
Комитет в письме от 18.09.2012 уведомил общество "Уфалейникель" о перерасчете размера арендной платы за 2012 год на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.08.2012 N 902-ПП о внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП. В соответствии с направленным обществу приложением N 1 к договору аренды арендная плата за период с 14.09.2012 по 31.12.2012 рассчитана с применением ставки арендной платы 2079,04, и составила 1306939 руб. 08 коп.
Общество "Уфалейникель", считая, что Комитетом при расчете размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, неправомерно применена ставка 2079,04 - без учета разрешенного и фактического использования участка, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим иском.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 582, пришел к выводу о том, что на истца, требующего признать недействительным условие договора аренды, которым предусмотрено повышение арендной платы, возложена обязанность по доказыванию того, что новая ставка арендной платы экономически не обоснована. Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд не нашел доказанным экономическую необоснованность новой ставки арендной платы. Кроме того, суд сделал вывод о том, что при установлении новой ставки арендной платы были соблюдены иные принципы определения арендной платы, в постановлении Правительства Свердловской области приведены основные показатели расчета арендной платы, новая ставка арендной платы применяется не к отдельной организации, а к определенной группе организаций - предприятиям цветной металлургии, к которым относится общество "Уфалейникель", основные показатели, из которых определяется арендная плата, завышенными не являются. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что истец не доказал, что новый расчет арендной платы, содержащий условие о повышении арендной платы за период с 14.09.2012 по 31.12.2012, противоречит закону и иным правовым актам, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.03.2012 N 15117/2011).
Регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, поэтому принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/2011).
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" установлены ставки арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Серовского городского округа, в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. В отношении земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения указанным постановлением утверждена ставка арендной платы 160,0.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2012 N 902-ПП в постановление от 30.12.2011 N 1855-ПП внесены изменения, в частности утверждена ставка арендной платы в отношении земельных участков под предприятиями цветной металлургии в размере 2079,04.
Указанную ставку применил Комитет при перерасчете размера арендной платы по договору аренды с обществом "Уфалейникель".
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11, N 12919/11).
Как установлено апелляционным судом, земельный участок с кадастровым номером 66:23:0102001:715 относится к землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения и имеет разрешенное использование - для добычи силикатных никелевых руд (кадастровый паспорт от 24.12.2007).
В соответствии с п. 1.1 договора аренды 26.01.2012 данный земельный участок предоставлен обществу "Уфалейникель" с целевым использованием - под карьер силикатных никелевых руд.
Доказательств изменения в установленном порядке вида разрешенного использования спорного земельного участка на вид использования, предполагающий размещение предприятий цветной металлургии, а также доказательств использования обществом "Уфалейникель" этого участка не в соответствии с целевым назначением согласно условиям договора аренды от 26.01.2012, размещении на нем предприятий цветной металлургии, в деле не имеется.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что Комитетом не представлено доказательств наличия оснований для изменения расчета арендной платы и применения ставки, утвержденной в отношении земельных участков под предприятиями цветной металлургии.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут быть установлены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что расчет арендной платы за спорный земельный участок в соответствии только с основным видом деятельности арендатора без учета конкретного вида деятельности, для которой предоставлен этот участок, является нарушением приведенного принципа и созданием преимуществ другим арендаторам.
С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что применение ставки 2079,04 в рассматриваемом случае не соответствует порядку определения размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод Комитета о том, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) общество "Уфалейникель" классифицируется под кодами 27.45 - производство прочих цветных металлов, 27.44 - производство меди, то есть в целях определения и применения ставки арендной платы данное общество должно быть отнесено к предприятиям цветной металлургии, в связи с чем применение ставки 2079,04 при расчете размера арендной платы обосновано, рассмотрен апелляционным судом и правомерно отклонен. Судом верно указано на то, что ставки арендной платы за земельные участки утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП применительно к категории земель и виду разрешенного использования земельного участка. Данный довод заявителя основан на неверном толковании приведенных ранее норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А60-22192/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что расчет арендной платы за спорный земельный участок в соответствии только с основным видом деятельности арендатора без учета конкретного вида деятельности, для которой предоставлен этот участок, является нарушением приведенного принципа и созданием преимуществ другим арендаторам.
С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что применение ставки 2079,04 в рассматриваемом случае не соответствует порядку определения размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2014 г. N Ф09-519/14 по делу N А60-22192/2013