Екатеринбург |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А76-4389/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А. В.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2013 по делу N А76-4389/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путём размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Киселева О.А. (доверенность от 31.12.2013 N 02), Бикмухаметова Ю.П. (доверенность от 31.12.2013 N 10);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган) - Долгополова К.А. (доверенность от 01.11.2013 N 61).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к антимонопольному органу о признании незаконным решения от 30.01.2013 N 1-ВП/2013, вынесенного по результатам внеплановой проверки соблюдения заявителем законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг в 2013 году по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в части признания в действиях заказчика нарушения ч. 2.1 и 2 ст. 22, ч. 4 ст. 25, п. 1 ч. 1 ст.11, п. 1 и 10 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и передачи материалов дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие Озерского городского округа "Санаторий "Дальняя дача" (далее - МУП "Санаторий "Дальняя дача"), общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Сунгуль" (далее - общество "Санаторий "Сунгуль"), открытое акционерное общества "Санаторий Урал" (далее - общество "Санаторий Урал") и федеральное бюджетное учреждение Центра реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" (далее - ФБУ Центра реабилитации ФСС РФ "Тараскуль").
Решением суда от 22.08.2013 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2013 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу. В обоснование правомерности действий учреждение ссылается на то, что предметом открытого конкурса является оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Лицензионными требованиями и условиями для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, являются, в том числе: наличие зданий и (или) помещений, принадлежащих соискателю на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ; наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Положения Закона N 94-ФЗ не содержат запрет на установление требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, предъявляемым к лицензиатам.
Учреждение указывает, что, устанавливая требования к качеству и безопасности услуг, руководствовалось исключительно положениями нормативно-правовых актов, разработанных Министерством здравоохранения Российской Федерации и предусматривающих требования к оказанию санаторно - курортных услуг, исходило из разумных потребностей получателей услуг. Требования заказчика к качеству, техническим характеристикам услуг, их безопасности и иным показателям, связанным с определением соответствия оказываемых услуг потребностям лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обусловлены требованиями федеральных законов и подзаконных актов, устанавливающих порядок организации и осуществления медицинской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Санаторий "Сунгуль" поддерживает доводы заявителя кассационной жалобы, просит учесть их при вынесении судебного акта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что учреждением (заказчик) на официальном сайте в сети Интернет 30.10.2012 размещено извещение N 0269100000112000243 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в 2013 году по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги. Предмет конкурса разбит на три лота.
В соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных заявок от 05.12.2012 N 0269100000112000243-114/3 для участия в конкурсе по лоту N 3 (с начальной (максимальной) ценой контракта 45349411,17 руб.) поступили четыре заявки - от ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Тараскуль", от МУП "Санаторий "Дальняя дача", от обществ "Санаторий Урал" и "Санаторий "Сунгуль".
К участию в конкурсе допущены ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Тараскуль", общества "Санаторий Урал" и "Санаторий "Сунгуль"; МУП "Санаторий "Дальняя дача" отказано в допуске к участию в конкурсе.
Государственные контракты заключены 24.12.2012 с ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ "Тараскуль" - на сумму 15580341 руб., с обществами "Санаторий "Сунгуль" - на сумму 10461612 руб., "Санаторий Урал" - на сумму 13471416 руб.
МУП "Санаторий "Дальняя дача" обжаловало действия заказчика по формированию конкурсной документации и действия конкурсной комиссии по отклонению его заявки в УФАС по Челябинской области.
Антимонопольный орган провёл внеплановую проверку соблюдения учреждением законодательства о размещении заказов при проведении указанного конкурса, по результатам проверки вынесено решение от 30.01.2013 (в полном объеме изготовлено 22.02.2013), согласно которому доводы обращения МУП "Санаторий "Дальняя дача" признаны необоснованными (п. 1 решения), действия заказчика признаны нарушающими ч. 2.1 и 2 ст. 22, ч. 4 ст. 25, п. 1 ч. 1 ст.11, п. 1 и 10 ч. 4 ст. 22 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (п. 2 решения), материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности (п. 3 решения).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суды исходили из того, что учреждением установлены критерии конкурсной документации, которые не соответствуют требованиям закона и ограничивают права иных лиц, в связи с этим в удовлетворении требований о признании незаконным решения антимонопольного органа отказали.
В соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ установлено, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству услуг, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация в числе прочего должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению (п.1), а также требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 этого Федерального закона (п.10).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функцио-нальным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производ-ственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.
Такая возможность установлена, в частности ч. 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, предусматривающей право Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Состав заявки на участие в конкурсе установлен ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ. При этом в силу ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" -"в", "д" и "е" п. 1, п. 2 и 3 ч.3 этой статьи документов и сведений, не допускается.
В нарушение указанных выше требований заказчиком в подп. 5.9 п. 5 раздела III "Техническое задание" конкурсной документации установлены требования о необходимости наличия непосредственно на территории санаторно-курортного учреждения оснащения и оборудования, необходимого для проведения полного курса медицинской реабилитации, а также о том, что организацией, оказывающей санаторно-курортные услуги по медицинской реабилитации больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, здания, сооружения и территория должны соответствовать требованиям СНиП 35-01- 2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (наличие пассажирских лифтов, подъемных платформ, функциональных кроватей, каталок, колясок, безбарьерной среды, пандусов, поручней, штанг, поворотных или откидных сидений в санитарно-гигиенических помещениях, расширенных дверных проемов, обеспечивающих беспрепятственное и удобное передвижение больных на колясках (костылях) по территории и во все функциональные подразделения учреждения), а лечебно-диагностические кабинеты (водолечебные, грязелечебные, ручного массажа, бассейн и др.) должны быть оснащены необходимыми приспособлениями (поручни, подъемники и т.д.), обеспечивающими перемещение больных на кушетку, погружение в ванну бассейн и выход из нее/него после приема процедур. Также содержится требование о том, что в организации, оказывающей санаторно-курортные услуги по медицинской реабилитации больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должен быть бассейн, оснащенный системой гидромассажа, поручнями, желобом для спуска пациентов, специальным подъемником, а площади лечебно-диагностических кабинетов такой организации, должны соответствовать действующим санитарным нормам.
Кроме того, подп. 5.3 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено, что здания и сооружения организации, оказывающей санаторно-курортные услуги застрахованным лицам, должны быть: оборудованы системами аварийного освещения и аварийного энергоснабжения (стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу оборудования в течение не менее 24 часов); системами холодного и горячего водоснабжения; оборудованы системами для обеспечения пациентов питьевой водой круглосуточно; лифтом с круглосуточным подъемом и спуском, при этом грузовой лифт должен быть отдельно от пассажирского.
Подпунктом 5.4 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено требование о необходимости наличия у исполнителя услуги: службы приема (круглосуточный прием); круглосуточного поста охраны в зданиях, где расположены жилые, лечебные, спортивно-оздоровительные и культурно-развлекательные помещения.
Подпунктом 5.5 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено, что расположение организации (учреждения), оказывающей санаторно-курортные услуги по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть предпочтительно в местностях с благоприятными климато-географическими условиями, позволяющими в полной мере использовать природные лечебные факторы.
Подпунктом 5.7 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено, что организация, оказывающая санаторно-курортные услуги, должна обладать лечебно-диагностической базой (производственными мощностями), позволяющей оказывать услуги в соответствии с профилем санаторно-курортного учреждения.
Подпунктом 5.8 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено, что оснащение и оборудование лечебно-диагностических отделений и кабинетов организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги застрахованным лицам, должно быть достаточным для проведения полного курса медицинской реабилитации в зависимости от профиля лечения, и соответствовать Методическим указаниям "Перечень необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированны санаториях больному по профилю его заболевания", утвержденным Минздравом России от 22.12.1999 N 99/229, а также Методическим указаниям Минздрава России от 02.10.2001 N 2001/140.
Подпунктом 5.9 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено, что площади лечебно-диагностических кабинетов организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги, должны соответствовать действующим санитарным нормам.
Подпунктом 5.10 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлено, что у всех лиц, работающих на медицинской аппаратуре, оборудовании должны быть соответствующие разрешительные документы (допуски, удостоверения, справки и др.).
Подпунктом 5.14 п. 5 раздела III "Техническое задание" установлены требования к штатному расписанию санаторно-курортных учреждений.
Кроме того, судами установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заказчиком установлено требование об обязательном представлении участником в составе заявки сведений об оборудовании, кадровом составе, сведений об опыте оказания услуг по медицинской реабилитации, копии документов об образовании врачей.
В частности, обязательная для заполнения форма 2 конкурсной заявки содержит графы "наименование соответствующего медоборудования" и "документы, подтверждающие право пользования, владения, распоряжения оборудованием, аппаратурой", форма 4 конкурсной заявки "справка об организации лечебно-диагностического процесса" содержит требование об указании общем описании лечебно-диагностической базы санаторно-курортного учреждения (в свободной форме представить информацию мощности здравницы, наличии природных лечебных факторов, медицинском профиле учреждения, его лечебных отделениях и кабинетах, лабораторных методах исследования, методах функциональной диагностики, немедикаментозных методах лечения и т.п.).
Подпунктом 10 п. 17 Информационной карты установлено требование о представлении справки о возможности оказания бесплатных дополнительных медицинских и оздоровительных услуг сверх предусмотренных Стандартом.
Подпунктом 11 п. 17 Информационной карты заказчик требует предоставить справку об организации лечебно-диагностического процесса.
Подпунктом 12 п. 17 Информационной карты заказчик требует предоставить справку об укомплектованности организации врачами-специалистами в соответствии с заявленными профилями лечения.
Подпунктом 13 п. 17 Информационной карты установлено требование о предоставлении справки по кадрам медицинских работников, состоящих в штатном расписании санаторно-курортного учреждения по основному месту работы (врачи, медицинские сестры).
Подпунктом 14 п. 17 Информационной карты заказчик требует предоставить справку о наличии социально-бытовых условий.
Подпунктом 15 п. 17 раздела II Информационная карта заказчик требует предоставить справку о наличии благоприятных природных и лечебных факторов, используемых для целей санаторно-курортного лечения.
Подпунктом 16 п. 17 Информационной карты заказчик требует предоставить справку о наличии на территории участника природных источников, используемых для целей санаторно-курортного лечения. Формой N 2 конкурсной документации предусмотрена обязанность участника размещения заказа указать реквизиты документов, подтверждающих право пользования, владения, распоряжения оборудованием, аппаратурой.
Пунктом 5 Технического задания в разделе "требования к качеству, объему, результатам, безопасности и техническим характеристикам услуг" установлены требования о том, что услуги по медицинской реабилитации должны быть выполнены и оказаны в соответствии с Методическими указаниями Минздрава России от 02.10.2001 N 2001/140 "Организация санаторного лечения лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Методическими указаниями "Перечень необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированных санаториях больному по профилю его заболевания", утвержденных Минздравом России от 22.12.1999 N 99/299 (далее -Методические указания), а также стандартами санаторно-курортного лечения, утвержденными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в соответствии с заявленными профилями: от 22.11.2004 N 208, от 22.11.2004 N 210, от 22.11.2004 N 214, от 22.11.2004 N 227, от 23.11.2004 N 273, от 23.11.2004 N 274 (далее - Стандарты).
То есть, с учетом условия предоставления документов, установленного подп. 9 п. 17 Информационной карты (о необходимости представления участником справок о соответствии объема и набора услуг предоставляемых медицинских услуг по заявленным стандартам санаторно-курортной помощи, оснащению и оборудованию лечебно-диагностических отделений и кабинетов санатория) заказчику требуется оказание полного объема услуг с использованием полного перечня оборудования, указанного в Методических указаниях и Стандартах.
При этом в соответствии с п. 18 Информационной карты критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются в том числе "цена контракта за единицу" и "качество услуг и квалификация", а одним из показателей критерия "качество услуг и квалификация участника" является - "соответствие объема и набора предоставляемых медицинских услуг согласно заявленным профилям лечения", которое оценивается в зависимости от соответствия объема и набора предоставляемых услуг согласно заявленным профилям лечения Стандартам (подп. 2.1 п. 18 Информационной карты).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно отметили, что из содержания порядка оценки заявок по рассматриваемому показателю, а также п. 5.1 Технического задания невозможно сделать однозначный вывод о необходимости оказания исполнителем услуг в полном объеме, предусмотренном Стандартами, что в свою очередь не позволяет определить потребность заказчика и не соответствует требованиям ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ.
Кроме того, п. 11.1 Инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации установлено требование о предоставлении одного экземпляра заявки на магнитном носителе (CD), что правомерно признано антимонопольным органом противоречащим ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, поскольку дублирование заявки в электронном виде действующим законодательством не предусмотрено.
Пунктом 3.1 конкурсной документации заявитель установил обязанность участника размещения заказа соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса. При этом в нарушение п. 1 и 10 ч. 4 ст. 22 и п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ требование о представлении участниками размещения заказа в составе заявки лицензий на медицинскую деятельность с указанием конкретных видов такой деятельности, требуемых для исполнения контракта, не установлено.
Судами установлено, что подп. 20 п. 17 Информационной карты предусмотрено представление участником размещения заказа копии лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием профилей санаторно-курортного лечения, обозначенных требованиями Заказчика (со всеми приложениями), при этом законом не предусмотрено указание в лицензии профилей санаторно-курортного лечения. Сведений о видах медицинской деятельности, наличие лицензии на осуществлении которых требуется в целях исполнения контракта, в указанном положении конкурсной документации не содержится.
Пункт 5.6 Технического задания содержит перечень видов медицинской деятельности на которые требуется наличие лицензии медицинской организации. Однако указанное требование определено как требование к качеству, объему, результатам и техническим характеристикам оказываемых услуг, и из этих положений конкурсной документации не следует, что такое требование предъявляется непосредственно к участнику размещения заказа.
Таким образом, судами исследованы и оценены все имеющиеся в деле доказательства, выяснены все юридически значимые факты.
При таких обстоятельствах, учитывая, что учреждением в конкурсной документации включены требования, нарушающие требования законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса, при этом неправомерно отказано в допуске к участию в конкурсе иному лицу, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований учреждения о признании оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2013 по делу N А76-4389/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно отметили, что из содержания порядка оценки заявок по рассматриваемому показателю, а также п. 5.1 Технического задания невозможно сделать однозначный вывод о необходимости оказания исполнителем услуг в полном объеме, предусмотренном Стандартами, что в свою очередь не позволяет определить потребность заказчика и не соответствует требованиям ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ.
Кроме того, п. 11.1 Инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации установлено требование о предоставлении одного экземпляра заявки на магнитном носителе (CD), что правомерно признано антимонопольным органом противоречащим ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, поскольку дублирование заявки в электронном виде действующим законодательством не предусмотрено.
Пунктом 3.1 конкурсной документации заявитель установил обязанность участника размещения заказа соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса. При этом в нарушение п. 1 и 10 ч. 4 ст. 22 и п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ требование о представлении участниками размещения заказа в составе заявки лицензий на медицинскую деятельность с указанием конкретных видов такой деятельности, требуемых для исполнения контракта, не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2014 г. N Ф09-537/14 по делу N А76-4389/2013