Екатеринбург |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А60-34894/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Ященок Т.П., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СУЭРЖ-СК" (ОГРН 1086671008027, ИНН 6671260030, далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2013 по делу N А60-34894/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677) - Лебедева Е.Ю. (доверенность от 14.01.2014 N 05-28/89);
общества - Куликов В.В. (доверенность от 26.12.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбург Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление, административный орган) от 13.06.2013 об устранении выявленных нарушений санитарно- эпидемиологических требований.
Решением суда 29.10.2013 (судья Киселев Ю.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (судьи Сафонова С.Н., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие нарушения требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, и указывает на неправомерное расширительное толкование судами указанных норм, полагает, что под расстоянием от контейнеров до жилого здания, понимается расстояние от контейнеров до крайней ближней точки жилого здания.
Кроме того, заявитель указывает на отсутствие оценки судами того обстоятельства, что балансодержатель спорной контейнерной площадки не определен.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
На основании п. 2 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется уполномоченными органами.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения в установленные сроки.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управлением на основании поступившего 10.04.2013 обращения гр. Шелестиной N 9329, проведено обследование элементов благоустройства - площадки с контейнерами для сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории жилых домов N 10 и N 12 по ул. Братской в г. Екатеринбурге, по результатам которого административным органом установлено, что обществом допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: размещение специальной площадки с контейнерами под твердые бытовые отходы на расстоянии более 100 метров от жилого дома N 10 по ул. Братской.
По результатам проверки управлением вынесено предписание от 13.06.2013, согласно которому обществу предложено прекратить нарушение п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 и п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, а именно: оборудовать контейнерную площадку для сбора и временного хранения твёрдых бытовых отходов на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м от жилого дома N 10 по ул. Братской.
Срок выполнения предписания установлен до 10.10.2013.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что требования санитарных правил обществом не соблюдены, поскольку расстояние до площадки для установки контейнеров от 4-го подъезда жилого дома N 10 по ул. Братской составляет 138 метров, что противоречит требованиям п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 и п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 1 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554) основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ сформулированы следующие понятия:
среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно абз. 13 п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554) государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям.
В соответствии с этой нормой утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10, из п. 1.2 которых следует, что настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Таким образом, нормативно урегулированы требования по размещению контейнерной площадки для сбора твёрдых бытовых отходов не в отношении отдельного жилого здания, а к условиям проживания людей в нём, причём соблюдения равной возможности реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, то есть каждого жителя из любого подъезда всего многоквартирного дома.
Суды сделали вывод о том, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав жильцов многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Братской на равное удобство по использованию контейнерной площадки. С учётом определения понятия "факторы среды обитания", данного в ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а также правового смысла вышеприведённого анализа правовых норм вывод судами сделан в соответствии с правильным применением норм материального права.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что под расстоянием от контейнеров до жилого здания, понимается расстояние от контейнеров до крайней ближней точки жилого здания, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании обществом норм материального права.
Ссылка представителя общества в судебном заседании суда кассационной инстанции на постановление Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 02.07.2013 как на доказательство отсутствия факта нарушения обществом требований п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 и п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 отклоняется, поскольку названный судебный акт основан только на выводе о недоказанности вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и при этом не опровергает установленные по настоящему делу обстоятельства относительно того, расстояние до площадки для установки контейнеров от 4-го подъезда жилого дома N 10 по ул. Братской составляет 138 метров.
Более того, из довода в кассационной жалобе о том, что балансодержатель спорной контейнерной площадки не определен, и из пояснений представителя общества в судебном заседании суда кассационной инстанции о том, что общество вовсе не принимало мер к организации площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории жилых домов N 10 и N 12 по ул. Братской в г. Екатеринбурге, прямо следует вывод о том, что обществом требования п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 и п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 не соблюдались.
При таких обстоятельствах суды правильно заключили, что предписание от 13.06.2013 управления соответствуют требованиям законодательства, а изложенное в предписаниях требование не нарушает прав и законных интересов общества.
Учитывая изложенное, следует признать, что суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2013 по делу N А60-34894/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СУЭРЖ-СК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды сделали вывод о том, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав жильцов многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Братской на равное удобство по использованию контейнерной площадки. С учётом определения понятия "факторы среды обитания", данного в ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а также правового смысла вышеприведённого анализа правовых норм вывод судами сделан в соответствии с правильным применением норм материального права.
...
Ссылка представителя общества в судебном заседании суда кассационной инстанции на постановление Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 02.07.2013 как на доказательство отсутствия факта нарушения обществом требований п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 и п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 отклоняется, поскольку названный судебный акт основан только на выводе о недоказанности вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и при этом не опровергает установленные по настоящему делу обстоятельства относительно того, расстояние до площадки для установки контейнеров от 4-го подъезда жилого дома N 10 по ул. Братской составляет 138 метров."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2014 г. N Ф09-516/14 по делу N А60-34894/2013