Екатеринбург |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А50-7391/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Татариновой И. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, ГУ ПРО ФСС; ИНН 5904100537, ОГРН 1025900889002) и закрытого акционерного общества "Кама-ойл" (далее - ЗАО "Кама-ойл", общество; ОГРН 1075902003660, ИНН 5902211062) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А50-7391/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ЗАО "Кама-ойл"- Чувызгалов А.В. (доверенность от 16.01.2014 N 259).
Для участия в судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыл представитель ГУ ПРО ФСС - Малиновская Л.И. (доверенность от 23.10.2013).
ЗАО "Кама-ойл" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ГУ ПРО ФСС от 05.02.2013 N 188 в части занижения облагаемой базы на денежную компенсацию по оплате стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в 2009 г. на сумму 201 700 руб., в 2010 г. на сумму 320 000 руб. и доначисления страховых взносов за 2009 г. в сумме 1008,50 руб. за 2010 г. в сумме 1600 руб., доначисления соответствующих пеней и штрафов на указанные суммы.
Решением суда от 22.08.2013 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда отменено в части. Абзац 1 резолютивной части решения изложен в новой редакции: "Признать недействительным решение Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 05.02.2013 N 188 в части выводов о занижении облагаемой базы на денежную компенсацию по оплате стоимости путевок в 2009 г. на сумму 101 700 руб., в 2010 г. на сумму 270 000 руб., начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафов. В удовлетворении остальной части требований отказать".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ ПРО ФСС просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требовании ссылаясь на то, что при разрешении спора суды руководствовались положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон 212-ФЗ), тогда как применению подлежал Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Указывает, что страхователь обязан документально подтвердить расходы по оплате путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и их семей, при этом полагает, что туристические путевки не связаны с санаторно-курортным лечением и отдыхом.
В кассационной жалобе ЗАО "Кама-ойл" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что денежная компенсация руководящему составу в размере 70 % средней стоимости одной путевки на санаторно-курортное лечение независимо от наличия путевки является улучшением и повышением уровня гарантий работникам, что не запрещено законодательством. Полагает, что апелляционный суд не указал доводы, по которым отклонен вывод суда первой инстанции о недостаточно обоснованном решении фонда.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 фондом составлен акт от 24.12.2012 N 2948н/с и вынесено оспариваемое решение, которым ЗАО "Кама-ойл" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ.
Основанием для доначисления страховых взносов явились выводы о необоснованном неначислении страховых взносов на денежную компенсацию по оплате путевок на санаторно-курортное лечение (которая не подтверждена документально), приобретенных самими сотрудниками в 2009 г. в сумме 201 700 руб., в 2010 г. в сумме 320 000 руб.
Не согласившись с указанным ненормативным актом фонда, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из необоснованности решения фонда.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные обществом документы, подтверждающие понесенные расходы, пришел к выводу о частичном подтверждении несения соответствующих расходов и факта их целевого использования.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В соответствии со ст. 5 Закона N 125-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подп. 14 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемых периодах) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей представляла собой один из видов страхового обеспечения.
В соответствии с п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила) страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. К таким видам выплат относится "стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей" (п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации"), что предполагает оплату путевки работнику и членам его семьи для поездки в санаторий или иное аналогичное учреждение.
С 01.01.2010 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Законом N 212-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
Статья 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Из смысла указанных выше норм следует, что частичная оплата стоимости приобретаемых для работников путевок производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Таким образом, частичная оплата за счет собственных средств стоимости путевок сотрудникам и их детям не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Ссылки фонда на применение судами при разрешении настоящего спора законодательства, не подлежащего применению, судом кассационной инстанции отклоняются, т.к. из текста постановления суда апелляционной инстанции следует обратное.
Основания для отмены судебных актов по приведенным выше доводам отсутствуют.
Относительно доводов кассационной жалобы ЗАО "Кама-ойл" суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Рассматривая вопрос денежной компенсации руководящему составу, суд апелляционной инстанции, удовлетворил ходатайство общества о приобщении первичных документов, исследовал представленные обществом доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о неправомерности исключения указанных сумм при начислении страховых взносов в связи с невозможностью подтвердить целевое назначение выплаченных сумм как компенсаций по оплате путевок.
Данный вывод суда апелляционной инстанции переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Таким образом у суда апелляционной инстанции имелись правовые основания для частичной отмены решения суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы общества не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального либо процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А50-7391/2013 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и закрытого акционерного общества "Кама-ойл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Из смысла указанных выше норм следует, что частичная оплата стоимости приобретаемых для работников путевок производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2014 г. N Ф09-757/14 по делу N А50-7391/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-757/14
19.03.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12142/13
28.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12142/13
22.08.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7391/13