Екатеринбург |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А34-4696/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сервис С В" (далее - Общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.10.2013 по делу N А34-4696/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Общества -Феоктистова Н.С. (доверенность от 09.01.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 02.08.2013 N 70.8-504ж; об обязании Департамента выдать Обществу разрешение на строительство объекта "Многоэтажный жилой дом по ул. Куйбышева, 148а в г. Кургане".
Решением суда от 21.10.2013 (судья Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 (судьи Баканов В.В., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования или направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что требование Департамента предоставить в составе документации для получения разрешения на строительство согласования с открытым акционерным обществом "Аэропорт Курган" (далее - Аэропорт) не соответствует требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 7 и 9 которой содержат исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. Заявитель кассационной жалобы полагает, что, поскольку границы приаэродромной территории аэропорта города Кургана не отображены в схеме территориального планирования Курганской области, нет оснований считать подтвержденным факт осуществления строительства на приаэродромной территории, в связи с чем согласование строительства с руководством Аэропорта не требуется. Общество указывает на недоказанность того, что объект строительства может угрожать безопасности полетов. Полагает, что доказательствами безопасности полетов являются представленные им заключение о согласовании размещения проектируемого объекта, утвержденное руководителем Аэропорта 22.07.2008, и заключение Уральского управления Росаэронавигации от 29.08.2008 N 428. Общество также полагает, что вся представленная проектная документация соответствует положениям градостроительного плана земельного участка, в отказе Департамент не указывал на необходимость наличия положительного заключения на строительство объекта в санитарно-защитной зоне.
Как установлено судами, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2676 кв. м. с кадастровым номером 45:25:070509:146, расположенный в г. Кургане по ул. Куйбышева, 148а, назначение - для строительства многоквартирных жилых домов от 5 этажей (свидетельство о государственной регистрации права 45АА N 371854).
Администрацией города Кургана постановлением от 13.09.2012 N 6624 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 45:25:070509:146, площадью 0,2676 га, для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Куйбышева, 148а в г. Кургане, из которого следует, что размещение объектов капитального строительства в зонах с особыми условиями использования территории возможно при наличии положительного заключения уполномоченного органа или эксплуатирующей организации о возможности размещения объекта капитального строительства.
Общество обратилось 25.07.2013 в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Куйбышева, 148а в г. Кургане с приложением следующих документов: 1. Свидетельство о государственной регистрации права, кадастровая выписка о земельном участке; 2. Градостроительный план земельного участка; 3. Пояснительная записка; 4. Схема планировочной организации земельного участка; 5. Схемы, отражающие архитектурные решения; 6. Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; 7. Проект организации строительства; 8. Положительное заключение негосударственной экспертизы; 9. Свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, приказ Федеральной службы по аккредитации о возобновлении действия свидетельства об аккредитации ООО "ГЕОПРОЕКТ" на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
По результатам рассмотрения указанных документов Департамент направил в адрес заявителя письмо от 02.08.2013 N 70.8-504ж, в котором указал, что положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом по ул. Куйбышева, 148а" получено на основании заключения о согласовании размещения проектируемого объекта, утвержденное директором Аэропорта 22.07.2008, согласованное с начальником Курганского центра ОВД филиала "Аэронавигация Урала" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" 22.07.2008, и заключения Уральского управления Росаэронавигация от 29.08.2008 N 428.
Из содержания названного письма также следует, что по информации ОАО "Аэропорт Курган" согласно п. 8.23 Свода правил 42.13330.2011 "Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов и создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями, в ведении которых находятся аэродромы. В примечании N 1 к данному пункту указанного Свода правил установлен срок действия выданных согласований: "Указанные согласования утрачивают силу, если в течение трех лет возведение соответствующих объектов не начато". В настоящее время данные согласования утратили силу.
На основании изложенного Департамент сообщил о необходимости представить действующее согласование от Аэропорта для получения разрешения на строительство.
Полагая, что отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство, оформленный указанным письмом, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и интересы, Общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания недействительным обжалуемого отказа, а также отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган.
В соответствии с ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо представить поименованные в данных нормах права документы, перечень которых является исчерпывающим.
В силу ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче соответствующего разрешения при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 Кодекса или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В силу ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Правила N 138) предусмотрен порядок согласования строительства объектов в целях безопасности воздушного движения, а также основания отказа в размещении объектов.
Согласно п. 58 Правил N 138 для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным авиационного начальника аэродрома.
Согласно п. 8.23 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, (утв. Приказом Минрегиона Российской Федерации от 28.12.2010 N 820) размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.
Согласованию подлежит размещение: 1) всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне этих границ в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома (КТА); 2) объектов в радиусе 30 км от КТА, высота которых относительно уровня аэродрома 50 м и более; независимо от места размещения: 3) объектов высотой от поверхности земли 50 м и более; 4) линий связи, электропередачи, а также других объектов радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств; 5) взрывоопасных объектов; 6) факельных устройств для аварийного сжигания газов; 7) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов.
В соответствии с Примечаниями к данному Своду правил указанные согласования утрачивают силу, если в течение трех лет возведение соответствующих объектов не начато.
Судами верно установлено, что на территории города Кургана имеется аэропорт, приаэродромная территория которого в установленном порядке не определена. Между тем из заключения о согласовании размещения проектируемого 10-этажного жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 148а, утвержденного директором Аэропорта 22.07.2008 следует, что полярные координаты объекта относительно КТА составляют удаление 3744 метра.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что согласно положениям п. 58 Правил N 138, п. 8.23 СП 42.13330.2010. Свод правил. Градостроительство, размещение многоквартирного жилого дома подлежит обязательному согласованию с Аэропортом.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, суды, приняв во внимание имеющееся в материалах дела заключение о согласовании размещения проектируемого 10-этажного жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 148а, утвержденное директором Аэропорта от 22.07.2008, и заключение комиссии Уральского управления Росаэронавигации от 29.07.2008, пришли к обоснованному выводу о том, что на день подачи Обществом заявления от 25.07.2013 на выдачу разрешения на строительство указанного жилого дома, срок действия согласования, являвшегося основанием для положительного заключения негосударственной экспертизы спорного проекта, истёк.
Таким образом, ссылка Общества на то, что ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в связи с чем требование Департамента представить дополнительные документы неправомерно, судом кассационной инстанции отклоняется ввиду того, что предоставление положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства для принятия решения о выдаче разрешения на строительство является обязательным. При этом в основе положительного заключения экспертизы должны быть документы и согласования, срок действия которых не истёк.
Поскольку совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого акта недействительным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы Обществом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.10.2013 по делу N А34-4696/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сервис С В" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Сервис С В" из средств федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 28.12.2013 N 23.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, суды, приняв во внимание имеющееся в материалах дела заключение о согласовании размещения проектируемого 10-этажного жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 148а, утвержденное директором Аэропорта от 22.07.2008, и заключение комиссии Уральского управления Росаэронавигации от 29.07.2008, пришли к обоснованному выводу о том, что на день подачи Обществом заявления от 25.07.2013 на выдачу разрешения на строительство указанного жилого дома, срок действия согласования, являвшегося основанием для положительного заключения негосударственной экспертизы спорного проекта, истёк.
Таким образом, ссылка Общества на то, что ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в связи с чем требование Департамента представить дополнительные документы неправомерно, судом кассационной инстанции отклоняется ввиду того, что предоставление положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства для принятия решения о выдаче разрешения на строительство является обязательным. При этом в основе положительного заключения экспертизы должны быть документы и согласования, срок действия которых не истёк."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2014 г. N Ф09-474/14 по делу N А34-4696/2013