Екатеринбург |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А50-12713/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костамед" (далее - общество, ООО "Костамед"; ОГРН 1095903004130, ИНН 5903096084) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А50-12713/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - заинтересованное лицо, фонд, территориальный фонд; ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Ходатайство судом удовлетворено.
От общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с назначением на эту же дату рассмотрения другого дела в Арбитражном суде Пермского края по исковому заявлению фонда к ООО "Костамед".
Ходатайство рассмотрено и в его удовлетворении отказано, поскольку указанная причина не является основанием для отложения судебного разбирательства (ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Костамед" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к территориальному фонду о признании недействительным п. 4 приложения 2 и п. 3 приложения 3 к приказу Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 05.05.2011 "Об утверждении формы дополнительного соглашения к типовому договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год и форм дополнительных соглашений к типовому договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" N 171 (далее - приказ N 171).
Решением суда от 10.10.2013 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 3 приложения 3 к приказу N 171 признан недействительным как несоответствующий положениям Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 326-ФЗ). В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда отменено в части. В удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что федеральным законодательством не предусмотрена ответственность медицинских организаций за несвоевременное предоставление отчета о поступлении и расходовании средств, а оспариваемый пункт приложения нарушает его права и законные интересы.
Как установлено судами, в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2011 N 151-п, Порядка реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 гг. и расходования средства на ее реализацию, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28.04.2011 N 219-П, Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования (в настоящее время ТФОМС) принят приказ N 171 об утверждении формы дополнительного соглашения к типовому договору.
Согласно п. 4 приложения 2 и п. 3 приложения 3 типовые договоры дополнены п. 7.1, согласно которому за несвоевременное предоставление отчета, указанного соответственно в п. 4.25 и п. 4.19 договора, организация в течение трех рабочих дней со дня установления нарушения данного условия договора уплачивает в бюджет Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования штраф в размере 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения.
Не согласившись с указанными пунктами приложений, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции, разрешая спор относительно п. 3 приложения 3, установив, что Закон N 326-ФЗ не содержит включенной в дополнительное соглашение ответственности за нарушение срока представления отчета, пришел к выводу о несоответствии спорных условий приказа закону.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом суда первой инстанции о том, что установленная фондом ответственность за несвоевременное представление отчетов не предусмотрена действующим законодательством, пришел к выводу, что несоответствие приказа N 171 в оспариваемой части отдельным нормам приведенного выше законодательства, не свидетельствует о нарушении норм гражданского права и прав заявителя.
Изучив доводы кассационной жалобы общества, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и п. 4 ст. 200 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п.1 ст. 6 Закона N 326-ФЗ перечислены полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1, 4 п. 2 ст. 7 названного закона Федеральный фонд издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий, и устанавливает формы отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядок ее ведения.
Территориальный фонд в соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденным Постановление Правительства Пермского края от 29.07.2011 N 508-п (далее - Положение), является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Пермского края.
Согласно п. 3.2.12 Положения территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ, медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенному между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.
Согласно п. 11 ст. 39 данного закона, форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
В соответствии с ч. 5 п. 2 ст. 20 упомянутого закона медицинские организации обязаны предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом.
В п. 4 ст. 39 рассматриваемого закона указано, что в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие, в том числе, обязанность медицинской организации по предоставлению отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования и иной отчетности в порядке, установленной Федеральным фондом.
Согласно п. 4.7 типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между страховой медицинской организацией и медицинской организацией, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2010 N 1184н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", страховая медицинская организация обязуется представлять отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иную отчетность в порядке, устанавливаемым Федеральным фондом.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.12.2010 N 240 утвержден Порядок предоставления отчетности об использовании средств на цели по реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в период 2011-2012 гг., в соответствии с которым медицинская организация обязана ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в страховую медицинскую организацию отчетность об использовании средств на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Пунктам 7-9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрена ответственность сторон за нарушение основных обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
При этом, как верно указано судами, применение иных мер ответственности нормативными актами и разработанным типовым договором не предусмотрено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между страховой медицинской организацией (закрытое акционерное общество "Страховая группа "Спасские ворота -М") и медицинской организацией (ООО "Костамед") подписано дополнительное соглашение от 12.05.2011 к типовому договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2011 N 74/011-ОМС, которое устанавливает ответственность медицинской организации за несвоевременное представление отчетов о поступлении и расходовании средств.
Принимая во внимание положения ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, предмет договора, который направлен на регулирование отношений между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в связи с предоставлением последней медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а не предполагают оказание услуги неопределенному кругу лиц, а также факт подписания указанного дополнительного соглашения без каких-либо разногласий, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что само по себе наличие в типовом дополнительном соглашении к типовому договору условий об ответственности не может свидетельствовать о нарушении фондом действующего законодательства и наличии нарушения прав и законных интересов общества.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 АПК РФ не имеется.
Таким образом, у апелляционного суда имелись правовые основания для отмены решения суда и принятия нового решения.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А50-12713/2013 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Костамед" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктам 7-9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрена ответственность сторон за нарушение основных обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
...
Принимая во внимание положения ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, предмет договора, который направлен на регулирование отношений между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в связи с предоставлением последней медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а не предполагают оказание услуги неопределенному кругу лиц, а также факт подписания указанного дополнительного соглашения без каких-либо разногласий, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что само по себе наличие в типовом дополнительном соглашении к типовому договору условий об ответственности не может свидетельствовать о нарушении фондом действующего законодательства и наличии нарушения прав и законных интересов общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2014 г. N Ф09-1020/14 по делу N А50-12713/2013