Екатеринбург |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А50-6172/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2013 по делу N А50-6172/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
департамента - Левитан О.Е. (доверенность от 09.01.2011 N 3);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413; далее - общество "МРСК Урала") - Шиляева М.В. (доверенность от 24.12.2013 серии 59АА N 1237740).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному предприятию "Пермводоканал" (ОГРН 1025901373695, ИНН 5906000986; далее - предприятие "Пермводоканал"), Муниципальному образованию "город Пермь" в лице департамента о признании отсутствующим права собственности Муниципального образования "город Пермь" и права хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал" на следующие объекты недвижимого имущества:
- здание трансформаторной подстанции N 7309, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Энергетиков, д. 50, площадью 28,58 кв. м, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция 110/6 кВ "Андроново" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями;
- здание трансформаторной подстанции N 1600, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Магистральная, д. 100, площадью 41,4 кв. м, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "ЭПВРЗ" с линиями электропередачи (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Территориальное управление Росимущества), общество с ограниченной ответственностью "Эленэт" (ОГРН 1105904003512, ИНН 5904225536; далее - общество "Эленэт").
Решением суда от 02.09.2013 (судья Богаткина Н.Ю.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 (судьи Никольская Е.О., Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что первоначальный план приватизации не включал в себя спорное имущество. По мнению департамента, судами не дана надлежащая правовая оценка тому факту, что план приватизации был дополнен спорными объектами в 2001 году. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что на момент вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, в соответствии с которым спорные объекты отнесены к муниципальной собственности, акционерное общество открытого типа "Пермэнерго" как юридическое лицо не существовало, следовательно, спорные объекты не могли быть включены в состав имущества этого общества. Доказательства того, что на момент разграничения государственной собственности спорные объекты были отнесены и включены в реестр федеральной собственности и переданы на каком-либо праве государственному предприятию, в материалах дела отсутствуют.
В представленном отзыве общество "МРСК Урала" возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу департамента - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Свердловского района от 21.12.1992 N 394 зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Пермэнерго", которое затем было преобразовано в открытое акционерное общество "Пермэнерго" (свидетельство N 1911).
Согласно протоколу N 26 внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества "Пермэнерго" принято решение о реорганизации общества в форме присоединения к обществу "МРСК Урала".
15.07.2008 на основании договора о присоединении открытых акционерных обществ "Курганэнерго", "Пермэнерго", "Свердловэнерго", "Челябэнерго" к обществу "МРСК Урала" от 04.12.2007, передаточного акта к договору о присоединении от 22.01.2008 произведена государственная регистрации права собственности истца (правопреемника открытого акционерного общества "Пермэнерго") на:
- электросетевой комплекс "Подстанция 110/6 кВ "Андроново" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, в составе по состоянию на 23.07.2007, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Верхнемуллинская, о чем выдано свидетельство серии 59 БА N 0928934;
- электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "ЭПВРЗ" с линиями электропередачи, назначение нежилое, инвентарный номер 685, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, подстанция "ЭПВРЗ", о чем выдано свидетельство серии 59 БА N 0875374.
Общество "МРСК Урала", ссылаясь на то, что на принадлежащие ему на праве собственности объекты 16.10.2012 и 17.10.2012 зарегистрировано право собственности Муниципального образования "город Пермь" и право хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал", обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на одни и те же объекты электросетевого хозяйства (здание трансформаторной подстанции N 7309, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Энергетиков, д. 50, площадью 28,58 кв. м, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция 110/6 кВ "Андроново" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, а также здание трансформаторной подстанции N 1600, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Магистральная, д. 100, площадью 41,4 кв. м, входящее в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "ЭПВРЗ" с линиями электропередачи) одновременно зарегистрировано право собственности за обществом "МРСК Урала" и Муниципальным образованием "город Пермь", а также право хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал".
С учетом изложенного истец согласно требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен представить доказательства возникновения у него права собственности на спорные объекты и нахождения данных объектов в его владении, а также доказать незаконность возникновения права собственности ответчика на спорное имущество.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (абз. 5 п. 11 постановления N 10/22).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее - Положение).
В соответствии с п. 6 раздела I Положения, утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
При этом величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Положением, определяется по состоянию на 01.07.1992 (п. 5 раздел I Положения).
В силу п. 10 данного Положения с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в приложении к плану приватизации - перечне объектов недвижимости, находящихся в собственности акционерного общества "Пермэнерго" и учтенных при расчете его уставного капитала по состоянию на 01.07.1992 указаны объекты: трансформаторная подстанция N 7309, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Энергетиков, д. 50, 1989 года ввода в эксплуатацию, трансформаторная подстанция N 1600, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Магистральная, д. 100, 1965 года ввода в эксплуатацию. Указанные в приложении характеристики объектов позволяют их индивидуализировать. Данный план приватизации утвержден и является основанием возникновения права собственности акционерного общества "Пермэнерго" на включенное в уставный капитал имущество.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что с момента государственной регистрации общества "Пермэнерго" в качестве юридического лица в его собственность перешло имущество, включенное в план приватизации, в том числе спорные объекты, впоследствии перешедшие к его правопреемнику - обществу "МРСК Урала".
Согласно п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий, отнесены к муниципальной собственности и подлежат передаче в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Пунктом 5 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", в п. 5 которого предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Доказательств, подтверждающих факт того, что спорное имущество вошло в состав объектов, не подлежащих приватизации, в отношении него оформлена необходимая техническая документация и акты приема-передачи, министерством в материалы дела не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены особенности приватизации объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения и определен перечень объектов, которые приватизации не подлежат.
В соответствии со ст. 30 названного Закона объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики для обслуживания жителей соответствующего поселения. Объекты коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащей приватизации имущественный комплекс, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
По смыслу данных норм, включенных в главу V Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное имущество, включенное в уставный капитал общества "Пермэнерго", предназначено исключительно для обслуживания жителей соответствующего поселения, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что право муниципальной собственности на спорные объекты не возникло, и, соответственно, данное имущество не могло быть передано Муниципальным образованием "город Пермь" в хозяйственное ведение предприятия "Пермводоканал".
При таких обстоятельствах, установив, что спорное имущество находится во владении истца, суды правомерно удовлетворили исковые требования о признании отсутствующим права собственности Муниципального образования "город Пермь" и права хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал" на спорные объекты.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2013 по делу N А50-6172/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образования "город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", в п. 5 которого предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
...
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены особенности приватизации объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения и определен перечень объектов, которые приватизации не подлежат.
...
По смыслу данных норм, включенных в главу V Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф09-656/14 по делу N А50-6172/2013