Екатеринбург |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А71-8990/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнет" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А71-8990/2013 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Удмуртского таможенного поста Пермской таможни (далее - таможенный орган) - Корнилов С.Л. (доверенность от 26.12.2013 N 01-04/16305), Романова Е.В. (доверенность от 26.12.2013 N 01-04/16304).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа от 15.08.2013 N 10411000-28/2013 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за представление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах.
Решением суда от 30.10.2013 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Сафонова С.Н., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению таможенного органа, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судом апелляционной инстанции оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы общества направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из содержания примечания 2 к статье 16.1 Кодекса следует, что для целей применения главы 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объективная сторона состава правонарушения включает в себя заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недостоверных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, для установления в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события правонарушения необходимо установить взаимосвязь между заявлением в декларации недостоверных сведений (представлением недействительных документов) и наличием оснований для неприменения к товарам запретов и ограничений.
Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со ст. 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
К документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, относятся лицензии, сертификаты и разрешения на ввоз или вывоз, выданные уполномоченными государственными органами (ст. 9 Соглашения Правительств государств - участников стран СНГ от 22.10.1997 "О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза").
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, в том числе если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии е законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" на оборот гражданского и служебного оружия установлены ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложение N 1) и Положение о применении ограничений (приложение N 2).
В соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (далее - Соглашение) и Соглашением о порядке применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, от 09.06.2009, разработано Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита через таможенную территорию Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему (далее - Положение).
Положение распространяется на юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ввоз на таможенную территорию Таможенного союза, вывоз с таможенной территории Таможенного союза и транзит по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему (далее - заявители), указанных в разделе 2.22 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также на физических лиц, осуществляющих ввоз, вывоз и транзит таких товаров для личного пользования.
В соответствии с разделом 2.22 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, к таковым относятся служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему, в их числе газовые пистолеты и револьверы, в том числе с возможностью стрельбы патронами с резиновой пулей.
Согласно п. 3 Положения ввоз или вывоз оружия осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государств - членов Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (далее - уполномоченный орган), а также при наличии заключения (разрешительного документа) на ввоз или вывоз оружия, выдаваемого органом, осуществляющим контроль в сфере оборота оружия, в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза заявитель дополнительно представляет:
сертификат соответствия либо документ, подтверждающий проведение в установленном порядке сертификации оружия после его ввоза;
документ о допустимости воздействия на организм человека поражающих факторов оружия, выданный уполномоченным органом в области здравоохранения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия, подлежат обязательному подтверждению соответствия.
Требования о сертификации оружия содержатся в пунктах 84, 85 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, а также Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982.
В соответствии с пунктами 89, 90 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, ввозимые на территорию Российской Федерации или вывозимые из Российской Федерации оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при таможенном оформлении. Требования по осуществлению таможенного контроля и производству таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых из Российской Федерации оружия и патронов устанавливаются Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что 18.01.2013 обществом представлена таможенная декларация (далее - ДТ) N 10411090/180113/0000097, в соответствии с которой к таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления заявлен товар: сигнальные пистолеты "TORUN" для подачи звуковых сигналов, самозарядные, заряжаемые из магазина, изготовленные из металла, оснащенные пластиковой рукояткой, каждое изделие упаковано в пластиковый кейс, код ОКП 718140, мод. MINI кал. 8 мм, в количестве 5 шт., мод. AKREP, кал.9 мм, в количестве 5 шт., мод. KARTAL, кал.9 мм., в количестве 5 шт., общий вес брутто товара 11,131 кг, страна происхождения - Турция, код товара заявлен 9303900000 в соответствии с ТН ВЭД ТС. Указанный товар поступил в адрес общества от фирмы-отправителя (изготовителя) TORUN SILAH SAN. VE TIC. LTD.STI. (Турция) на основании внешнеторгового контракта от 01.02.2012 N 792/24518999/2012.05.
Одновременно с ДТ N 10411090/180113/0000097 обществом представлена лицензия Министерства промышленности и торговли N 220RU 12080000456 на ввоз сигнальных пистолетов TORUN, разрешение Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11.07.2012 РВЮ N 0082584 на ввоз сигнального оружия производства фирмы TORUN SILAH SAN. VE TIC. LTD.STI, а также в электронном формализованном виде сертификаты соответствия: РОСС ТЯ.МЖ03.А02827 от 15.01.2013, РОСС ТК.МЖ03.А02828 от 15.01.2013 и РОСС ТЯ.МЖ03.А02829 от 15.01.2013 о соответствии сигнальных пистолетов TORUN моделей "MINI" калибра 8 мм, "AKREP" калибра 9 мм. и "KARTAL" калибра 9 мм. требованиям ГОСТ Р 50529-2010 "Оружие гражданское и служебное огнестрельное, устройства промышленного и специального назначения" и Криминалистическим требованиям Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.09.2011 N 1020.
В рамках системы управления рисками при проведении таможенного контроля, в целях проверки достоверности заявленных обществом в ДТ N 10411090/180113/0000097 сведений о товаре, таможенным органом назначена баллистическая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 31.01.2013 N 046-2013 представленные на исследование образцы пистолетов "TORUN" являются газовым оружием, а именно, модель "М1М" калибра 8 мм, модель "AKREP" калибра 9 мм и модель "KARTAL" калибра 9 мм являются газовыми пистолетами, конструктивно предназначенными, исправными и пригодными к стрельбе газовыми и холостыми патронами.
Таможенным органом 01.02.2013 принято решение N 0000097/00001/000 о классификации товара (газовые пистолеты "TORUN") в подсубпозиции 9302000000 в соответствии с ТН ВЭД ТС - револьверы и пистолеты, кроме входящих в товарную позицию 9303 и 9304 ТН ВЭД ТС.
В связи с изложенным таможенным органом сделаны выводы о том, что обществом заявлены в декларации недостоверные сведения о товаре, а также представлены недействительные сертификаты соответствия - в части указания на то, что пистолеты являются сигнальными, в то время как фактически указанные пистолеты являются газовым гражданским оружием.
Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения таможенным органом в отношении общества административного дела по признакам совершения правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотренна ч. 3 ст. 16.2 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов дела таможенным органом 15.08.2013 вынесено постановление N 10411000-28/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключения таможенного эксперта от 31.01.2013 N 046-2013, суд апелляционной инстанции установил, что представленные обществом при декларировании товаров по ДТ N 10411090/180113/0000097 лицензия Министерства промышленности и торговли N 220RU 12080000456 на ввоз сигнальных пистолетов TORUN, разрешение Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11.07.2012 РВЮ N 0082584 на ввоз сигнального оружия производства фирмы TORUN SILAH SAN. VE TIC. LTD.STI, сертификаты соответствия в электронном формализованном виде: РОСС ТЯ.МЖ03.А02827 от 15.01.2013, РОСС ТК.МЖ03.А02828 от 15.01.2013 и РОСС ТЯ.МЖ03.А02829 от 15.01.2013 не относятся к товару - гражданские газовые пистолеты самообороны (газовое оружие) различных моделей, промышленного производства, фирмы TORUN SILAH SAN. VE TIC. LTD.STI, Турция, поскольку распространяют свое действие исключительно на сигнальные пистолеты "TORUN", и пришел к выводу о том, что общество ввезло на территорию Таможенного Союза товары, которые по своим техническим характеристикам фактически не соответствуют заявленным сведениям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что, поскольку документы на фактически поставленное оружие (газовое) согласно запросу таможенного органа от 18.01.2013 обществом представлены не были, выводы административного органа о представлении обществом при декларировании товаров недостоверных сведений, позволявших не применять ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются правильными. Таможенный орган доказал факт наличия в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При разрешении вопроса о наличии вины общества в совершении вмененного административного правонарушения суд апелляционной инстанции принял во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности общество имело реальную возможность заявить достоверные сведения о технических характеристиках товара, представить в таможенный орган действительные документы, свидетельствующие о соблюдении установленных запретов и ограничений.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом установлено, что административным органом производство по делу об административном правонарушении проведено с соблюдением требований, установленных Кодексом, существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела и нормам материального права.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А71-8990/2013 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом установлено, что административным органом производство по делу об административном правонарушении проведено с соблюдением требований, установленных Кодексом, существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2014 г. N Ф09-1478/14 по делу N А71-8990/2013