Екатеринбург |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А50-8124/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края (далее - заявитель, администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.01.2015 по делу N А50-8124/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Министерства финансов Пермского края (далее - министерство, ответчик, Минфин; ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) - Сенько Д.В. (доверенность от 31.03.2015 N 11), Ясинский Н.И. (доверенность от 22.05.2015 N 20).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания, содержащегося в результативном письме министерства от 19.02.2014 N СЭД-39-07-0Б-307 в части восстановления в бюджет Пермского края средств в сумме 2 438 791 руб. 30 коп., а также в части возврата переплаты в сумме 1 568 463 руб. 53 коп., в том числе в доход бюджета Пермского края 1 568 460 руб. 33 коп. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная библиотека" (далее - центральная библиотека).
Решением суда от 19.01.2015 (судья Мещерякова Т.И.) заявленные требования частично удовлетворены. Оспариваемое предписание признано недействительным в части осуществления возврата переплаты в доход бюджета Пермского края в сумме 1 498 856 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2012 N 495-п (далее - постановление N 495-п) после соответствующих согласований со всеми уполномоченными органами утвержден общий объем средств на сумму, указанную в заявке муниципального образования на покупку и установку светодиодного экрана, что соответствует целям и мероприятиям Приоритетного регионального проекта (далее - ПРП) "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы", соответственно, вывод суда о нецелевом использовании выделенных средств противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Минфин представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам проверки центральной библиотеки в период с 14.10.2013 по 22.11.2013 на предмет использования средств, выделенных в рамках ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" Минфином составлены акт от 18.10.2013, акт проверки от 01.11.2013, акт ревизии от 22.11.2013 N 36.
Указанными документами зафиксированы нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края, муниципального образования г. Губаха, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств, выделенных из бюджета Пермского края на сумму 2 438 791 руб. 30 коп., в результате осуществления в 2012, 2013 годах расходов, не соответствующих целям и мероприятиям ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы", в том числе на оплату работ по установке светодиодного экрана, оборудования для монтажа системы охранного телевидения и охранной сигнализации на экран.
Изложенные в названных актах нарушения послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания, содержащегося в результативном письме от 19.02.2014 N СЭД-39-07-06-307.
Не согласившись с указанным ненормативным актом министерства, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требований в обжалуемой части пришли к выводу о нецелевом использовании средств бюджета Пермского края в сумме 2 483 791 руб. 30 коп., допущенного в результате принятия и оплаты расходов центральной библиотеки на установку светодиодного экрана и стоимости оборудования, не связанных с целями мероприятиями ПРП.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( далее - БК РФ) определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 289 БК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью либо иным правовым основанием их получения.
В силу ст. 306.4 БК РФ (действующей на момент проведения проверки) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 N 10-П утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" (далее - Порядок N 10-П), который регламентирует деятельность исполнительных органов государственной власти Пермского края по предоставлению бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения при реализации приоритетных муниципальных проектов в рамках регионального проекта (далее - субсидии), критерии отбора мероприятий и объектов для финансирования, а также порядок представления отчетности по использованию указанных средств.
Министерство культуры Пермского края определено уполномоченным органом по реализации ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" в части реализации подпроекта "Приведение в нормативное состояние объектов культуры и молодежной политики" и является главным распорядителем бюджетных средств по соответствующим подпрограммам.
Согласно п. 1.2 Порядка N 10-П цель реализации ПРП приведение соответствующей материально-технической базы объектов социальной сферы в соответствии с требованиями в области защиты жизни и здоровья граждан, защиты прав потребителей, обеспечение сохранности государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, требованиям и предписаниям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю.
Мероприятиями проекта являются: выполнение предписаний надзорных органов, проведение ремонтных работ, оснащение объектов оборудованием и инвентарем (п. 1.4 Порядка N 10-п).
Оснащение муниципальных учреждений социальной сферы, которые являются объектом социальной сферы в соответствии с п. 1.3 Порядка N 10-п, необходимым оборудованием и инвентарем осуществляется при наличии плана мероприятий по оснащению объектов оборудованием и инвентарем в соответствии с установленными нормативами и расчета потребности в финансовых средствах (п.п. 1.6.3, 1.7.3 Порядка N 10-п).
Приказом Министерства культуры ПК от 26.03.2008 N СЭД-27-01-03-37 "Об утверждении нормативов по оснащению учреждений и организаций культуры и молодежной политики" утверждены нормативы оснащенности техническими средствами, инвентарем и оборудованием муниципальных библиотек и информационных молодежных центров (приложение 2).
Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района Пермского края от 26.01.2012 N 553 утверждено распределение средств бюджета Губахинского муниципального района и поселений, входящих в состав Губахинского муниципального района по приоритетным региональным проектами инвестиционным проектам (программам) на 2012 год.
Пунктом 2.2 Приложения к указанному решению указано мероприятие - приведение в нормативное состояние центральной библиотеки с распределением средств: ОМСУ 2 783 000 руб. и субсидия из бюджета Пермского края 8 349 000 руб.
Во исполнение указанных выше нормативных правовых актов Администрацией Губахинского муниципального района 26.03.2012 принято постановление N 300 "Об утверждении мероприятий по приоритетному региональному проекту "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" на 2012 год" (с изменениями от 24.04.2012 N 414).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением N 495-п Губахинскому муниципальному району утвержден общий объем средств по ПРП - 3 375 000 руб., в том числе на мероприятия по оснащению оборудованием и инвентарем, в рамках которых центральной библиотекой осуществлены расходы на выполнение работ по монтажу, пуско-наладке, поставке, присоединению к электрическим сетям уличного полноцветного стационарного водонепроницаемого светодиодного экрана в опорной металлической конструкции на одной опоре и оплата стоимости оборудования для монтажа системы охранного телевидения и охранной сигнализации.
Согласно представленной рабочей документации экран представляет собой крупногабаритное рекламное светодиодное табло, предназначенное для размещения рекламы в селитебной части города Губаха на пересечении ул. Дектярева и пр. Ленина.
Исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что размещение рекламы не связано с уставной деятельностью центральной библиотеки, а приобретенный экран не является необходимым оборудованием для её оснащения в соответствии с установленными приказом Министерства культуры ПК от 26.03.2008 N СЭД-27-01-03-37 нормативами. Соответственно, средства бюджета Пермского края в сумме 2 438 791 руб. 30 коп. направлены на расходы, не соответствующие целям и мероприятиям ПРП "приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы".
Судами верно отмечено, что утвержденные правовыми актами Пермского края нормативы обеспеченности инвентарем и оборудованием муниципальных библиотек не предусматривают оснащенность данными техническими средствами, а также расходование на их установку и охрану.
Нецелевым использованием является не достижение цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства, а любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении на конкретные цели, является нарушением бюджетного законодательства.
Кроме того, судами установлено и доказательствами по делу подтверждено, что спорный светодиодный экран используется и для решения иных вопросов, относящихся к вопросам местного значения и соответственно финансируемых за счет средств муниципального образования.
Указанные выводы судов переоценке не подлежат, право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали доказанным факт нецелевого использования средств бюджета Пермского края в обозначенном размере.
Все доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.01.2015 по делу N А50-8124/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1.2 Порядка N 10-П цель реализации ПРП приведение соответствующей материально-технической базы объектов социальной сферы в соответствии с требованиями в области защиты жизни и здоровья граждан, защиты прав потребителей, обеспечение сохранности государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, требованиям и предписаниям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю.
Мероприятиями проекта являются: выполнение предписаний надзорных органов, проведение ремонтных работ, оснащение объектов оборудованием и инвентарем (п. 1.4 Порядка N 10-п).
Оснащение муниципальных учреждений социальной сферы, которые являются объектом социальной сферы в соответствии с п. 1.3 Порядка N 10-п, необходимым оборудованием и инвентарем осуществляется при наличии плана мероприятий по оснащению объектов оборудованием и инвентарем в соответствии с установленными нормативами и расчета потребности в финансовых средствах (п.п. 1.6.3, 1.7.3 Порядка N 10-п)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2015 г. N Ф09-4416/15 по делу N А50-8124/2014
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4416/15
07.04.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13126/14
19.01.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8124/14
07.10.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13126/14
15.08.2014 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-8124/14