Екатеринбург |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А47-6302/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Анненковой Г.В., Вдовина Ю. В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу ИФНС России по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2014 по делу N А47-6302/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыл представитель инспекции - Волкова А.А. (доверенность от 03.12.2014 N 05-12/34745).
Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "ГорМашОборудование" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции 13.03.2014 N 13-23/499 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 1 резолютивной части решения о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 766 349 руб., пункта 2 резолютивной части решения о доначислении пеней в размере 29 358 руб. 76 коп., пункта 4 резолютивной части решения в части уменьшения суммы НДС, предъявленного к вычету, в размере 946 225 руб., пункта 5 резолютивной части решения в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС в сумме 163 676 руб., пункта 6 резолютивной части решения с предложением об уплате налога и пени, решения от 13.03.2014 N 13-23/964 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении из бюджета НДС в размере 163 676 руб. (с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.11.2014 (судья Мирошник А.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Толкунов В.М., Баканов В.В., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Инспекция указывает на то, что документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подтверждающие право на применение налоговой ставки по НДС в размере 0%, в течение срока, указанного в п. 9 названной статьи Кодекса (180 календарных дней), налогоплательщиком в инспекцию не представлены, в связи с чем операции по реализации товаров на экспорт подлежали налогообложению по ставке, предусмотренной п. 2 ст. 164 Кодекса.
Налоговый орган ссылается на то, что, поскольку пакет документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0% по операциям реализации товара на экспорт в 4 квартале 2012 года, представлен налогоплательщиком в 3 квартале 2013 года, то есть по истечении 180 дней с даты отгрузки товара, отражение суммы налоговых вычетов по операциям реализации товара на экспорт в разделе 4 декларации по НДС за 4 квартал 2012 года является неправомерным.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что налоговый орган в ходе проверки не сообщал обществу о выявленных нарушениях и о невозможности применения ставки 0% в 4 квартале 2012 г., что привело к невозможности внести исправления в налоговую декларацию путем переноса сведений из одного раздела в другой.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании представленной обществом 26.09.2013 уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012 года инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правомерности применения вычетов по НДС и подтверждения обоснованности возмещения суммы налога. По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекцией вынесены решение от 13.03.2014 N 13-23/499, которым обществу доначислен НДС в размере 766 349 руб., пени по НДС в размере 29 358 руб. 76 коп., уменьшена сумма налога, излишне предъявленная к вычету, в размере 946 225 руб., уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению за 4 кв. 2012 г., в размере 1 221 410 руб. и решение от 13.03.2014 N 13-23/964, которым обществу было отказано в возмещении НДС в размере 1 221 410 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 15.05.2014 оспариваемые решения налогового органа оставлены без изменения.
Общество, полагая, что указанные решения налогового органа нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что налоговый орган не имел правовых оснований для доначисления обществу оспариваемых сумм недоимки, начисления пеней, уменьшения суммы налоговых вычетов и отказа в возмещении НДС.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии со ст. 176 Кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
В силу п. 8 ст. 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных указанным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 100 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит в порядке ст. 101 Кодекса решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса и в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса).
Положения гл. 21 Кодекса, в том числе ст. 165, 176, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0% (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 6).
Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, а также дополнительно истребованных на основании п. 8 ст. 88 Кодекса документов, подтверждающих в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Согласно п. 1 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1-3 п. 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
В п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 Кодекса.
Судами установлено, что обществом в инспекцию представлена уточненная декларация по НДС за 4 квартал 2012 г., в которой заявлена к возмещению сумма НДС в размере 1 221 410 руб., кроме того, по данным декларации заявлены:
- сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащая вычету - 283 082 руб.;
- сумма налога, ранее исчисленная по операциям реализации товаров, обоснованность применения ставки 0% по которой ранее не была документально подтверждена - 0 руб.;
- сумма налога, подлежащая вычету - 946 225 руб.;
- налоговая база по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым подтверждена - 5 876 300 руб.;
- налоговая база по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым не подтверждена - 877 500 руб.;
- исчисленная сумма НДС - 157 950 руб.;
- сумма налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым не подтверждена - 150 053 руб.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком в октябре, декабре 2012 года отгружался товар на экспорт, соответственно срок, установленный п. 9 ст. 165 НК РФ для сбора и представления документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0%, истек в апреле и июне 2013 года. Поскольку полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%, представлен налогоплательщиком только 25.09.2013, налоговый орган пришел к выводу, что применение ставки 0% в 4 квартале 2012 года в отношении налоговой базы в размере 5 876 300 руб. и предъявление вычетов по данным операциям в размере 946 225 руб. необоснованно. Эти обстоятельства, по мнению налогового органа, повлекли за собой неуплату обществом НДС за 4 квартал 2012 года в размере 766 349 руб.
Вместе с тем суды установили, что согласно данным уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2012 года, представленной в инспекцию 26.09.2013, с учетом неподтверждения налогоплательщиком обоснованности применения ставки 0% в отношении налоговой базы в размере 5 876 300 руб., налоговая база составит 6 753 800 руб., исчисленная сумма НДС - 1 251 684 руб., общая сумма налоговых вычетов - 1 096 278 руб., налог, уплаченный обществом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащий вычету, 283 082 руб., соответственно, итого за 4 квартал 2012 г. налогоплательщик имеет право на возмещение НДС в сумме 163 676 руб. (1 215 684 руб. - 1 096 278 руб. - 283 082 руб.); определяя налоговые обязательства по НДС за 4 квартал 2012 года, налоговый орган не учел, что у общества имеется право на налоговый вычет, предусмотренный ст. 171 НК РФ; фактически сумма налоговых вычетов обществом в декларации указана и как следует из текста оспариваемого решения документально подтверждена в соответствии с требованиями ст. 171, 172 Кодекса.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что обществом соблюден заявительный характер налоговых вычетов, суды сделали верные выводы о том, что налоговый орган не имел правовых оснований для доначисления обществу оспариваемых сумм недоимки, пени, уменьшения суммы налоговых вычетов.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2014 по делу N А47-6302/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.