Екатеринбург |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А76-22149/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" (далее - учреждение "Военный комиссариат Челябинской области") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А76-22149/2014 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) - Мутыгуллина О.В. (доверенность от 22.01.2015 N 212/1/35).
Закрытое акционерное общество "Челябинские строительные дорожные машины" (далее - общество "Челябинские строительные дорожные машины") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к учреждению "Военный комиссариат Челябинской области" о взыскании 7 345 руб. 65 коп. -в возмещение расходов по уплате страховых взносов.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области (далее - Управление федерального казначейства).
Решением суда от 24.02.2015 (судья Бахарева Е.А.) исковые требования общества "Челябинские строительные дорожные машины" удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (судьи Скобелкин А.П., Бабкина С.А., Серкова З.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Военный комиссариат Челябинской области" просит постановление суда апелляционной отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца, ссылаясь на неправильное применение подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ) и п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила о компенсации расходов). Так как учреждение "Военный комиссариат Челябинской области" не является страхователем по отношению к гражданам, привлеченным к исполнению воинских обязанностей, следовательно, по мнению заявителя, на него не может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов. Заявитель жалобы также полагает, что уплата страховых взносов из фонда заработной платы дополнительными расходами не является, поскольку данные взносы являются обязательными независимо от участия работников общества "Челябинские строительные дорожные машины" в мероприятиях, связанных с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в связи с медицинским освидетельствованием работника общества "Челябинские строительные дорожные машины" Семенова В.А. и участием его в мероприятиях, связанных с прохождением военной службы, ему был выплачен средний заработок в размере 22 395 руб. 30 коп., на сумму которого работодателем начислены и уплачены страховые взносы в сумме 7345 руб. 65 коп.
Общество "Челябинские строительные дорожные машины" в адрес ответчика направило письмо от 11.04.2014 N 24-1/46, в котором просило учреждение "Военный комиссариат Челябинской области" оплатить 7345 руб. 65 коп. в возмещение расходов по страховым взносам, неоплаченных по выставленному счету от 26.02.2013 N 38 в составе суммы 29 740 руб. 95 коп. в качестве компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка за время прохождения медицинского освидетельствования Семенова В.А.
Оплата счета произведена ответчиком только в части компенсации сумм среднего заработка в размере 22 395 руб. 30 коп.; компенсация расходов истца на оплату страховых взносов в размере 7345 руб. 65 коп. ответчиком не произведена.
В письме от 26.06.2014 N 1906 учреждение "Военный комиссариат Челябинской области" сообщило обществу "Челябинские строительные дорожные машины" об отказе в компенсации страховых взносов за время прохождения медицинского освидетельствования его работника, сославшись на то, что выплаты, предоставленные работнику не за исполнение трудовых функций, не могут быть классифицированы как выплаты в рамках трудовых отношений, и, следовательно, страховые взносы по таким выплатам не компенсируются.
Общество "Челябинские строительные дорожные машины", полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также выполнения иных функций по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются, в связи с чем работникам выплачивается средний заработок, который является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации за счет средств федерального бюджета, руководствуясь требованиями Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, Положений о проведении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение о проведении военных сборов), Правил о компенсации расходов, Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для их отмены.
В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 56 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о проведении военных сборов.
Подпунктом "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Как следует из содержания подп. 5 п. 2 Правил о компенсации расходов, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 данных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, причем компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 3 Правил о компенсации расходов).
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, суды пришли к верным выводам о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также выполнения иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются; средний заработок, выплачиваемый в период проведения названных мероприятий, облагается страховыми взносами, и работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, исходя из фонда оплаты труда, с соответствующими отчислениями в страховые фонды.
Установив, что истцом произведена выплата среднего заработка с учетом соответствующих отчислений страховых взносов, суды обоснованно признали, что расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежат компенсации ответчиком в порядке, установленном Правилами о компенсации расходов.
Поскольку доказательства компенсации истцу указанных расходов в полном объеме в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены, суды правомерно удовлетворили требования общества "Челябинские строительные дорожные машины" о взыскании с учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" компенсации страховых взносов в размере 7345 руб. 65 коп.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2015 по делу N А76-22149/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.