Екатеринбург |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А07-11255/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфы (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2013 по делу N А07-11255/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ритекс" (далее - общество) - Кабиров А.У. (доверенность от 20.03.2014);
администрации - Ханова А.Ш. (доверенность от 18.07.2013 N 01-05-2277/13).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления общества от 04.07.2012 N 10, обязании администрации внести изменения в постановление главы администрации от 15.05.2010 N 3206 в части указания кадастрового номера земельного участка, вместо кадастрового номера 02:55:040607:766 внести кадастровый номер 02:55:040607:1026 (с учетом отказа от части требований в порядке, предусмотренном ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2013 (судья Насыров М.М.) заявленные требования удовлетворены. Бездействие администрации по рассмотрению заявления общества от 04.07.2012 N 10 признано незаконным, не соответствующим требованиям ст. 9, 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". На администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление общества от 04.07.2012 N 10 по существу с предоставлением принятого решения по итогам рассмотрения в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает на отсутствие на стороне администрации бездействия, поскольку ответы на обращения общества от 04.07.2012 N 10 и от 27.06.2013 N 10 даны Управлением по земельным ресурсам администрации, в полномочия которого входит осуществление владения, пользования и распоряжения землями на территории городского округа г. Уфы. По мнению заявителя, обращение общества с заявлением о внесении изменений в договор аренды от 13.08.2010 N 1296-10 обусловлено длительным бездействием самого общества по государственной регистрации данного договора. Поскольку государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:766 не произведена, сведения об этом земельном участке, имеющие временный статус, аннулированы из государственного кадастра недвижимости. Данные обстоятельства, как полагает администрация, исключают возможность внести изменения в постановление главы администрации от 15.05.2010 N 3206 и договор аренды от 13.08.2010 N 1296-10.
Как установлено судами, администрацией издано постановление от 15.06.2010 N 3206 о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:766 в аренду сроком на 5 лет в целях проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса.
На основании указанного постановления Комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа город Уфа и обществом подписан договор аренды от 13.08.2010 N 1296-10, по условиям которого обществу во временное владение и пользование передается земельный участок с кадастровым номером 02:55:040607:766 площадью 71 505 кв. м в целях проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса. Срок действия договора определен с 15.06.2010 по 15.06.2015.
Сведений об осуществлении государственной регистрации договора аренды материалы дела не содержат.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:766 постановка земельного участка на кадастровый учет осуществлена 16.02.2010.
Снятие указанного земельного участка с кадастрового учета произведено 14.03.2012 в связи с истечением двухлетнего срока временного учета и отсутствием государственной регистрации прав (обременений) на земельный участок в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В целях осуществления государственной регистрации договора аренды от 13.08.2010 N 1296-10 обществом совершены действия, направленные на постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:1026. Сведения об указанном земельном участке, имеющем площадь, назначение и адресные ориентиры, аналогичные земельному участку с кадастровым номером 02:55:040607:766, внесены в государственный кадастр недвижимости 12.05.2012.
Общество, ссылаясь на изменение кадастрового номера арендуемого земельного участка, обратилось с письмом от 04.07.2012 N 10 в администрацию с просьбой внести соответствующие изменения в постановление от 15.06.2010 N 3206 и договор аренды от 13.08.2010N 1296-10. Письмо заявителя принято администрацией.
В материалах дела имеется письмо Управления по земельным ресурсам администрации от 02.10.2012 N 17304, адресованное обществу, в котором указано на аннулирование сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040607:766 и прекращение договора аренды. В письме обществу предложено обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка на имя главы администрации.
Письмом от 27.06.2013 N 04 общество повторно обратилось в администрацию с требованием направить в адрес общества договор аренды либо прояснить ситуацию по вопросу внесения изменений в постановление о предоставлении земельного участка в аренду и договор аренды этого земельного участка.
Справкой от 27.06.2013 N 15851 Управление по земельным ресурсам администрации в ответ на его письмо от 27.06.2013 N 04 сообщило обществу о том, что подготовлен проект постановления о предоставлении земельного участка обществу, который был направлен 24.04.2013 на согласование в администрацию. После принятия постановления Управлением по земельным ресурсам администрации будет подготовлен соответствующий договор аренды земельного участка.
Общество, полагая, что длительное отсутствие рассмотрения администрацией заявления общества от 04.07.2012 N 10 свидетельствует о неправомерном бездействии, нарушающем права и законные интересы общества на использование земельного участка, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, руководствуясь ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", положениями Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", признали незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по рассмотрению обращения общества от 04.07.2012 N 10 в установленный законом срок.
Сообщения Управления по земельным ресурсам администрации от 02.10.2012, 27.06.2013 в качестве доказательств принятия решения по указанному заявлению судами не принято. Как указал суд апелляционной инстанции, названные сообщения направлены заявителю иным юридическим лицом и за пределами установленного законом срока, а также содержат противоречащие друг другу сведения о результатах рассмотрения заявления общества.
Судом апелляционной инстанции признан верным порядок рассмотрения спора в соответствии с положениями гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка от 13.08.2010 N 1296-10, как условия его заключенности для третьих лиц, администрация не является стороной гражданско-правовых отношений по поводу аренды земельного участка.
Рассмотрев материалы дела с учетом доводов администрации, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, и противоречат обстоятельствам дела.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" к полномочиям органа местного самоуправления городского округа город Уфа, отнесено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы (за исключением случаев, установленных статьями 25.1, 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з).
Решением Совета городского округа г. Уфа от 21.11.2012 N 11/4 утверждена структура администрации городского округа г. Уфы, в состав которой входит Управление по земельным ресурсам.
Решением Совета городского округа г. Уфа от 21.11.2012 N 11/23 утверждено Положение об Управлении по земельным ресурсам администрации (далее - Положение).
В соответствии с названным Положением целью деятельности Управления является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами (п. 2.1).
Управлению по земельным ресурсам переданы функции по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется органами местного самоуправления, для реализации которых Управление, в частности, выступает арендодателем земельных участков, заключает и расторгает договоры аренды земельных участков, оформляет акты приема-передачи таких земельных участков (п. 2.4, подп. 2.4.1 Положения).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию с письмом от 04.07.2012 N 10 с просьбой внести изменения в постановление главы администрации от 15.06.2010 N 3206 и договор аренды земельного участка от 13.08.2010 N 1296-10 в связи изменением кадастрового номера арендуемого земельного участка (л.д. 20).
Управление по земельным ресурсам администрации в письме от 02.10.2012 N 17304, адресованном обществу, сообщило о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040607:766 в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, договор аренды от 13.08.2010 N 1296-10 прекращен (л.д. 83).
Из содержания названного письма следует, что Управление по земельным ресурсам фактически ответило на письмо общества от 04.07.2012 N 10, сообщив о невозможности внесения требуемых изменений в ненормативный правовой акт и договор и предложив инициировать процедуру получения в аренду земельного участка с новым кадастровым номером.
В материалах дела также имеется справка Управления по земельным ресурсам от 27.06.2013 N 15851, которая подготовлена в ответ на письмо общества от 27.06.2013 N 04 с просьбой направить в его адрес договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:1026. В указанной справке сообщено о том, что Управлением по земельным ресурсам производится оформление постановления о предоставлении обществу в аренду земельного участка, на основании которого будет подготовлен договор аренды этого участка (л.д. 34).
Поскольку Управление по земельным ресурсам входит в структуру администрации, вышеназванные сообщения подготовлены Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и содержат ответы на соответствующие заявления общества, вывод судов о наличии на стороне администрации бездействия в рассматриваемом случае не может быть признан верным и обоснованным.
Кроме того, обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
По правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат рассмотрению споры, возникшие из публично-правовых отношений.
Из установленных судами обстоятельств следует, что обществу на основании постановления главы администрации от 15.06.2010 N 3206 и договора аренды земельного участка от 13.08.2010 N 1296-10 сроком на 5 лет предоставлен земельный участок. Данный участок находится в пользовании общества и общество в соответствии с договором вносит арендную плату. Однако государственная регистрация названного договора аренды не произведена.
Между тем отсутствие государственной регистрации договора аренды при указанных обстоятельствах не свидетельствует о том, что между органом местного самоуправления и обществом не сложились гражданско-правовые отношения по поводу пользования этим земельным участком.
В случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, при этом собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Общество обратилось к администрации с просьбой внести изменения в постановление и договор аренды, не как к органу власти, осуществляющему возложенные на него публичные функции, а как к арендодателю, то есть в рамках гражданских правоотношений, возникших из договора от 13.08.2010 N 1296-10, в связи с этим заявленные обществом по данному делу требования основаны на гражданских правоотношениях и не подлежат рассмотрению по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии обязательственных правоотношений между сторонами спора избранный обществом способ защиты путем оспаривания бездействия администрации и обязания внести в постановление о предоставлении земельного участка изменения, касающиеся объекта аренды, не приведет к восстановлению прав, которые общество считает нарушенными, в связи с чем не может быть признан надлежащим.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13, опубликованном 18.09.2013.
Поскольку существенные обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, однако выводы судов не соответствуют этим обстоятельствам, основаны на неправильном применении норм процессуального права и сделаны без учета правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять свой судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества о признании бездействия администрации незаконным.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию в федеральный бюджет 1000 руб. расходов по государственной пошлине за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2013 по делу N А07-11255/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ритекс" к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан незаконным отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ритекс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1000 руб.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, при этом собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
...
При наличии обязательственных правоотношений между сторонами спора избранный обществом способ защиты путем оспаривания бездействия администрации и обязания внести в постановление о предоставлении земельного участка изменения, касающиеся объекта аренды, не приведет к восстановлению прав, которые общество считает нарушенными, в связи с чем не может быть признан надлежащим.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13, опубликованном 18.09.2013."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2014 г. N Ф09-1839/14 по делу N А07-11255/2013